У тети Лизы была большая квартира, семья, дача, белый «запорожец»… Для людей нашего круга это предел мечтаний. Многие считают, что на этом уровне наступает состояние: «живи и радуйся».
15 марта 1979 года. Дневник Евгения Жаплова
Но от отсутствия жизненной цели, от исполнения желаний начал со скуки попивать муж. Его почему-то не очень тянуло после работы в дом, что стал «полной чашей». Слишком там было все спокойно и равнодушно.
И разговоры стали сугубо материальными. И он пользовался каждой возможностью, чтоб в выходной улизнуть на рыбалку, к друзьям или, в крайнем случае, на неурочное дежурство.
Такая участь постигает всякого, кто не имеет в жизни большой, всеподчиняющей цели, а живет по принципу: - не хуже, чем другие.
Редко, очень редко современные люди задумываются о жизни и смерти, о непостижимой быстроте перехода из бытия в небытие. Некогда поразмыслить над этим среди мелких и мелочных забот, в кругу живых людей.
И только когда смерть являет свою безграничную власть, вырывая из жизни кого-нибудь родного, близкого, мы хватаемся за голову. Она переполнена мыслями, сомнениями:
- А правильно ли, праведно ли мы живем? Ради чего экономим рубли, делаем друг другу маленькие пакости, расстраиваемся из-за мелочей? Это ли составляет смысл и назначение жизни человеческой?
Стоит только представить, что среди этой суеты, мельтешения тебя настигает смерть. Придет конец. А что сделано? Что будут вспоминать о тебе люди? Какие незавершенные дела ты оставил? Ведь о значимости личности судят по делам, которые он оставляет после себя…
Этот уровень рано или поздно будет достигнут. А дальше? Часто жизнь становится сытым, неторопливым существованием.
Вот и необходимы пусть горькие, но такие насущные мысли:
- Для чего мы живем? По совести ли?
Этому нам еще надо учиться у служителей религии. Страх божий не что иное, как страх перед смертью или возмездием за наши прегрешения. Мы же страх этот как неверующие отмели, а эквивалента ему нравственного не нашли. Потому и стало много циников, хамов, сволочей. Ничто их не страшит, ничто не противостоит напору пагубы.
...Одиночество и боль наваливаются безжалостно, когда вымыта посуда после поминок, поставлен на место телевизор, открыты зеркала.
Все родные и близкие вернулись к своим делам. И тебя тоже ждут большие и маленькие заботы. Основную их часть ты раньше не замечал – их выполняла жена. И сейчас тебе все еще кажется, что вот-вот она появится и быстро, споро приготовит ужин, протрет пыль, проверит уроки у сына, простирнет твою рубашку и носки…
Но никого нет. И постель вечером такая неуютная, противно скрипучая, со смятой несвежей простыней, сплющенной подушкой.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: