Найти в Дзене
ArmInfo

Human Rights: Ограничения на неприкосновенность частной жизни были законными, необходимыми и соразмерными

АрмИнфо.Принятые Национальным Собранием Армении поправки в законах “О правовом режиме чрезвычайного положения” и “Об электронных коммуникациях” ограничивают право на неприкосновенность частной жизни и предоставляют властям страны доступ к конфиденциальной медицинской информации, касающейся зараженных коронавирусом людей.  Об этом говорится в заявлении правозащитной организации Human Rights Watch.

Признавая допустимость ограничений прав на неприкосновенность частной жизни для сдерживания пандемии, организация, в то же время, считает, что правительство Армении должно обеспечить, чтобы эти ограничения были законными, необходимыми и соразмерными.  Исполнительному органу, по мнению правозащитников, следует рассмотреть вопрос о введении строгих ограничений на сбор этих данных, цели, в которых она будет использована, а также в отношении лиц, которым она будет доступна. Кроме того, люди должны быть осведомлены в случае, если их данные собраны, отмечает организация.  “Если чрезвычайное положение в стране сохранится в течение длительного периода, правительству следует регулярно проверять, следует ли уничтожить записи, которые больше не актуальны”, - отмечается в заявлении.

Отметим, что 31 марта парламент Армении во втором и окончательном чтении принял поправки в двух  законах -  "О правовом режиме чрезвычайного положения" и "Об электронном сообщении". Министр юстиции РА Рустам Бадасян с трибуны НС, представляя обоснования принятия поправок, повторил ранее озвученные тезисы по представленным документам. Он, в частности, отмечал, что в условиях чрезвычайного положения предлагается отслеживать перемещения граждан, в том числе,  с помощью смартфонов.  Глава Минюста подчеркнул, что это вмешательство будет ограничено сроками ЧП, а данные будут передаваться только ответственным органам. За незаконное раскрытие личной информации граждан предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной. Предлагается использовать электронные программы для того, чтобы устанавливать местонахождение абонента и данные о номерах, с которыми он общался (но не содержание телефонных разговоров). Предлагается собирать и данные о состоянии здоровья абонентов - в том числе данные, составляющие медицинскую тайну.  "Эти данные будут использоваться только для того, чтобы понять, соблюдает ли человек режим изоляции и самоизоляции. Для этого будут использованы только электронные приложения, разрешенные государством", - добавил Бадасян. Данные ограничения, по словам министра,  касаются исключительно режима чрезвычайного положения объявленного в период пандемии, а после его завершения не будет никаких ограничений.

Заметим, что правозащитные организации республики раскритиковали вышеуказанные поправки, отметив, что это нанесет серьезный удар по правам человека в стране. Поправки не поддержали и оппозиционные парламентские силы, которые выразили убеждение, что с вирусом можно было бы бороться и без ущемления  прав человека.