Когда истребитель избавится от зависимости от взлетно-посадочной полосы, он станет настоящим воздушным орлом. Теперь, исходя из предпосылки подчеркнуть борьбу за господство в воздухе, после того, как разразится война, аэродромы и взлетно-посадочные полосы, которые взлетают, и наземные истребители, скорее всего, будут уничтожены ракетами в первую очередь. В этом случае появились истребители вертикального взлета и посадки.
Вертикальный взлет и посадка истребителя впервые родился в период Второй мировой войны. Однако из-за относительно высоких технических барьеров прошло более полувека, и только Британия, Россия и США успешно их развили. Самая большая техническая сложность VTOL - это двигатель и система управления. Британию, Россию и США можно назвать магическими.
Первым является истребитель British Harrier, решение которого заключается в том, что двигатель сначала всасывает воздух из впускного отверстия, а затем выбрасывает эти газы из четырех вращающихся струйных отверстий в передней и задней части фюзеляжа, что позволяет истребителю подниматься вертикально.
Кроме того, российский истребитель Як-141, в котором используется комбинация двигателя лифта и двигателя вектора тяги, то есть когда истребитель взлетает и приземляется вертикально, начинают работать два двигателя РД-41 в передней части фюзеляжа, которые расположены в фюзеляже. Задний двигатель R-79 также начал отклоняться вниз, и с помощью трех двигателей Jacques-141 смог взлететь и приземлиться плавно.
Последний - американский истребитель F-35B, принцип которого аналогичен принципу Jacques-141, но он заменяет два подъемных двигателя одним подъемным вентилятором. Мощность подъемного вентилятора исходит от двигателя F-135.
В дополнение к вышеупомянутым трем странам Китай также несколько раз сообщал, что разрабатывает истребитель для вертикального взлета и посадки.В 2005 году сообщалось, что Chengfei разрабатывает новый истребитель, аналогичный F-35B. В 2015 году AVIC и Научно-исследовательский институт авиационных двигателей AVIC подписал контракт на проект «Снижение скорости», который может открыть Китай для разработки истребителей вертикального взлета и посадки