Кожурова
Оксана Анатольевна
кандидат психологических наук
В статье рассматриваются современные взгля&ы на феноменологию психолотическото времени, показано влияние возраста на точность восприятия времени, а также описываются результаты прове&енного эмпирического иссле&ования, которое позволило выявить различия в оценке своего личного прошлого, настоящего и бу&ушего по&ростками четырна&цати и семна&цати лет.
Ключевые слова: психологическое время, временная перспектива, восприятие времени, факторы восприятия времени.
В настоящее время в связи с изменением социально-экономической и политической ситуации в нашей стране наблюдается значительная переоценка ценностей человеком, следствием чего для многих является «размытый» образ будущего, неясность жизненной перспективы, «разрыв» временных зон. Наряду с этим та же самая реальность требует от человека развитой социально и лич-ностно необходимой способности к рациональной организации деятельности во времени, что способствует повышению эффективности всякой деятельности, как профессиональной, так и коммуникативной. Отсюда изучение проблем временной организации деятельности, специфики осознания и переживания времени, его роли в организации жизнедеятельности, человеческого бытия в целом теоретически и практически актуально [4].
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из
центральных тем психологии. Интерес психологической науки к проблеме времени неслучаен и объясняется, прежде всего, тем, что все основные объекты исследования в психологии являются динамичными, развивающимися во времени образованиями. Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Д. Г. Элькин, Б. И. Цуканов, А. С. Дмитриев и многие другие.
Анализ работ, посвященных изучению проблемы времени, позволяет выделить несколько условно независимых направлений исследований [5]. Первое направление связано с выявлением основных закономерностей психического времени. Второе направление исследований связано с представлениями субъекта о времени, различении прошлого, настоящего, будущего, влиянии различных факторов, прежде всего, индивидуально-психологических на процесс восприятия времени. В русле второго направления исследуются психологические особенности и факторы восприятия временных характеристик.
Другим важным направлением в изучении восприятия времени является исследование социальной обусловленности этого процесса. В этом случае восприятие времени являет собой социально-психологический феномен, а сам процесс восприятия времени включается в контекст социальной жизни личности. Одним из важных социокультурных факторов является возраст человека, который обуславливает многие стороны жизни индивида. В настоящем исследовании мы изучим влияние этого фактора на субъективную оценку времени.
Особенности субъективного восприятия человеком своего собственного прошлого, настоящего и будущего являются одной из важнейших индивидуально-личностных характеристик. В работах, посвященных изучению субъективного времени жизни, отсутствует общепризнанный адекватный термин для наименования временного конструкта, содержащего прошлое, настоящее и будущее субъекта. Это создает ситуацию, при которой большое количество эмпирических данных получает частичную или противоречивую интерпретацию; имеющийся фактический материал при своем анализе и трактовке обедняется из-за скудости концептуального аппарата.
Впервые вопрос о существовании единиц психологического времени был поставлен К. Левином, который установил взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим. Такое включение будущего и прошлого жизни в контекст настоящего К. Левин назвал временной перспективой (time perspectives), отмечая, что восприятие человеком своего настоящего положения неминуемо связано с его ожиданиями, желаниями, представлениями о прошлом и будущем [1].
По мнению В. И. Ковалева, специфическим психологическим механизмом, с помощью которого личность осуществляет субъективную регуляцию времени, выступает индивидуальная временная трансспектива (ИВТ). Это понятие означает сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее, т. е. способность обозрения индивидом течения времени собственной
жизни в любом его направлении, возможность взаимосоотнесения прошлого, будущего и настоящего и связывания этих временных компонентов человеческой жизни в его сознании и подсознании. Временная трансспек-тива — это и субъективно данное в самосознании образование, и особый психологический механизм [6].
Точность восприятия времени зависит от ряда факторов, например, таких, как условия и содержание деятельности, эмоциональная сфера и пол воспринимающего субъекта [7]. В настоящем исследовании мы подробнее остановимся на влиянии возраста на точность восприятия времени. Исследования показали, что с определенными стадиями онтогенетического развития связаны способности к определенным формам оценки времени. Так, уже к 67 годам дети могут достаточно точно отмеривать короткие временные интервалы, но переоценивают их словесно в несколько десятков раз. Установлено, что у детей, подростков и юношей в возрасте от 7 до 19 лет переоценка временных интервалов может доходить до 175%. В полной мере способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам. Снижение точности осознанной оценки происходит к глубокой старости.
На разных этапах онтогенетического развития люди по-разному относятся к прошлому, настоящему и будущему: молодым свойственна направленность в будущее, в пожилом возрасте более значимо прошлое, имеет место ретроспективная направленность мотивов.
Проведенный анализ показал, что в психологии накоплен разнообразный материал, отражающий отдельные стороны субъективного восприятия человеком времени жизни в разные возрастные периоды, например: сравнивалась протяженность будущего у молодых и пожилых людей; содержание жизненных задач и их удаленность в будущее у подростков; длина перспективы в возрасте от 19 до 48 лет. Однако, как нам кажется, особый интерес в исследовании субъективного времени жизни представляет подростковый возраст, когда начинается сознательное формирование отношения к будущему. Основным новообразованием этого возраста является психологическая готовность к личностному самоопределению, существенная характеристика которого — ориентированность в будущее. В конце подросткового — начале юношеского периода происходит определение личностью своей жизненной позиции и на ее основе жизненной стратегии [2]. Необходимость самоопределения служит для старшеклассника своеобразным «распутьем», на котором он «сворачивает» либо в сторону субъективности (предполагающей принятие ответственности за свою жизнь, самостоятельность жизненных выборов), либо в сторону пассивного следования жизненным обстоятельствам и отказа от попыток самому управлять течением своей жизни. В дальнейшем, в возрасте ранней юности формируется такая важнейшая структура, как мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем; совершается профессиональное и личностное самоопределение, что связано с изменением восприятия времени; появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации по принципу «активное достижение — пассивное следование обстоятельствам», изменяется жизненная перспектива [3].
Кроме того, в процессе обучения перспектива служит значимым фактором отношения к учебе, влияет на постановку целей и мотивацию учения. Практически все исследования переживания времени жизни в подростковом возрасте посвящены, прежде всего, изучению будущего. Проблема же субъективного восприятия полной конструкции остается не изученной. Поэтому крайне актуальным представляется анализ целостной временной перспективы в подростковом возрасте.
Таким образом, целью настоящего исследования стало изучение особенностей переживания времени 14-летними подростками. Объектиссле-дования — восприятие времени. Предмет исследования — особенности переживания времени подростками 14-ти лет.
Методикаисследования
Выборку составили учащиеся восьмого и одиннадцатого классов средней школы Кировского района города Самары. Общее количество испытуемых — 51 человек, из них — 20 юношей и 31 девушка (табл. 1).
Таблица 1
Социально-демографическаяхарактеристикавыборкиисследования
Учащиеся 8-го класса (14-летние подростки) Учащиеся 11-го класса (17-летние юноши)
i
Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
юноши девушки юноши девушки
12 13 8 18
Всего 25 человек Всего 26 человек
Как видно из таблицы 1, группы испытуемых примерно одинаковы по численности. Процедура исследования осуществлялась в период с ноября по декабрь 2008 года.
Для достижения поставленной цели в эмпирической части работы использовался комплекс методов. Для исследования временных отношений и особенностей переживания времени личности нами использовался вариант семантического дифференциала, разработанный О. Н. Кузнецовым для старших школьников и студентов. Данный вариант семантического дифференциала позволяет оценить переживание личного прошлого, настоящего и будущего [4].
Испытуемым предлагается 24 пары антонимов, при помощи которых они должны оценить свое личное прошлое (настоящее, будущее) по следующей шкале: «3» — сильно; «2» — средне; «1» — слабо; «0».
Для дальнейшего анализа предложенную шкалу мы перевели в семибалльную шкалу Лайкерта, в которой «длительное» обозначили 1 балл, а «мгновенное» — 7 баллов.
Для выявления особенностей восприятия времени четырнадцатилетними подростками применялся сравнительный анализ с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни.
Особенности оценки переживания времени по&ростками Результатышсследования
Анализ результатов диагностики показал, что большая часть четырнадцатилетних подростков (56%) адекватно оценивает свое настоящее и проживает его полноценно. Подростки данной возрастной группы оценивают свое прошлое как мгновенное (4,5), кажущееся (4,7), серое (4,1), неощу-щаемое (4,2) и неритмичное (5,2). Свое настоящее они оценивают как неритмичное (5,2), кажущееся (4,7), расслабленное (4,7) и мгновенное (4,5). Свое будущее подростки представляют также неритмичным (5,2), мгновенным (4,5) и расслабленным (4,7). Они не так часто задумываются о будущем, в связи с этим они оценивают его как кажущееся (4,7) и серое (4,1), так как не имеют о нем более-менее четкого представления.
Полученные результаты объясняются тем, что они не так часто задумывались над событиями, которые были относительно недавно в дошкольном возрасте, и затрудняются в том, чтобы дать четкую и реальную картину. В то же время, прошлое для восьмиклассников относительно постоянное (1,8). У ребят еще недостаточно развита способность к целепо-лаганию, и они не могут в полной мере распределять свое личное время: иногда его очень много и оно «тянется» долго, иногда его катастрофически не хватает. Настоящее для них достаточно постоянно (1,8).
В отличие от восьмиклассников, 54% старшеклассников адекватно оценивают свое настоящее и проживают его полноценно, и 38% ребят ориентированы на один из временных отрезков своей жизни, как правило, на будущее. Семнадцатилетние подростки оценивают свое прошлое как мгновенное (4,2), расслабленное (4,1), достаточно изменчивое (4,3), открытое (4,4), и необратимое (4,3). Ребята реально оценивают своц прошлое — это является результатом их размышлений на эту тему, формирующимся мировоззрением. Именно в этом возрасте необходимость личностного, жизненного, профессионального самоопределения подталкивает юношей к оцениванию себя и своих актуальных и потенциальных возможностей.
Свое настоящее они оценивают как открытое (5,3) и мгновенное (5,1). Так как ребята активно занимаются подготовкой к поступлению в высшие учебные заведения, у них практически не остается времени для досуга. Вероятно, именно поэтому настоящее для них кажется мгновением. Оценивая свой сегодняшний день, они говорят, что настоящее для них близкое (4,9), изменчивое (4,0) и необратимое (4,0). Действительно, старшеклассники более адекватно оценивают и управляют своим собственным временем. К этому возрасту у них достаточно развиты целеполагание и самоуправление. Ребята ставят перед собой как стратегические, так и тактические цели, которые достигают. Они понимают, что упущенное время уже нельзя вернуть, и стараются добиваться ощутимых результатов «здесь» и «сейчас».
Свое будущее семнадцатилетние подростки хотели бы видеть более открытым (5,5) и более спокойным (5,3). Они мечтают о радостном (1,3), ярком (1,3) и светлом будущем (1,3). Скорее всего, это обусловлено тем, что на настоящий момент ребята испытывают тревогу по поводу своего профессионального будущего: на данный момент они активно занимаются
профессиональным самоопределением и хотели бы сделать правильный выбор профессии, которая дала бы ощущение безопасности в будущем.
Проведенный сравнительный анализ с использования критерия Манна-Уитни позволил выявить различия в оценке своего личного прошлого, настоящего и будущего подростками и юношами (Таблицы 2—4).
Таблица 2
Результатысравнительногоанализаоценкиличногопрошлого
подросткамииюношами(значимы1екоэффициенты1различий)
Как видно из таблицы 2, были обнаружены значимые различия по ряду критериев оценки переживания своего личного прошлого.
Подростки, по сравнению с юношами, оценивают своц настоящее как напряженное и радостное одновременно. Время для них летит стремительно и оценивается ими как яркое и цветное. Они, по сравнению с более старшими ребятами, считают его большим и затрудняются вычленить в нем отдельные части. Личное прошлое для них более реальное и постоянное. Вероятно, это обусловлено тем, что детство (именно о нем чаще всего вспоминали подростки) было не так давно. Скорее всего, именно этим обусловлено то, что они оценивают время как обратимое.
Таблица 3
Результатысравнительногоанализаоценкиличногонастоящего
подросткамииюношами(значимы1екоэффициенты1различий)
При сравнении оценок личного настоящего подростками было выявлено только одно значимое различие по критерию «Длительное». Четырнадцатилетние подростки, по сравнению с семнадцатилетними, оценивают своц настоящее как длительное. В то время как учащиеся 11-х классов оценивают свое переживание настоящего как мгновение. Вероятно, это
КриКдитериинщенк
НапряжДштеяьное
Радостное
Стремительное
Яркое
i
Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Большое
Неделимое
Цветное
Реальное
Постоянное
Обратимое
является следствием отсутствия личного времени, так как все ребята активно занимаются подготовкой к поступлению в высшие учебные заведения.
Таблица 4
Результатысравнительногоанализаоценкиличногобудущего
подросткамииюношами(значимыекоэффициентыразличий)
Четырнадцатилетние подростки, по сравнению с семнадцатилетними, оценивают своц личное будущее как очень радостное и тревожное. Они с трудом представляют его себе. Семнадцатилетние ребята, напротив, рассматривают будущее как спокойное, радостное и вполне ощущаемое. Это обусловлено тем, что старшеклассники имеют уже сформировавшееся самосознание и мировоззрение, которые позволяют им более реально оценивать происходящее с ними.
Выводы
Анализ результатов проведенного исследования позволяет утверж-
Критерии оЦЙНКИ? и бу влияние в цущеРвтвдо, ->зраитр ) че фоенкшии повека5)«^ и юношам ■ объектив и, чт£ поз ной време юля-етуеР ре нной харак дположить теристики важными перспекти-
рад°стн°е индивида. 1а еЬ^ои три58500 вр емейи.00 1,71 0,09
Тревожное Резул этаты^нас' 'ояЩегЪР ис следования [ окажутс [ ойЪйнно
Ощущаемоедля поним анийипедаг огаШ- ,50 р( дитёйяй и гого1,78то I ремейЯая
ва играет большую роль в гармоничном развитии личности ребенка в процессе обучения и воспитания. Усилия взрослых должны быть направлены на формирование хорошо структурированной, протяженной в отдаленное будущее перспективы.
Источник-https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-perezhivaniya-vremeni-podrostkami