Продолжаем цикл статей о пиратах. Предыдущие части:
Часть 1: Жизнь морских волков.
Часть 2: Внешность пиратов.
Часть 3: Рацион питания.
Часть 4: Быт пирата.
Корабль (как пиратский, так и вообще любой) — это не просто плавсредство с кучей вооруженных людей на борту, каждый член экипажа на нём — прежде всего моряк. То есть человек, который подавляющее большинство времени занимается морской рутиной: вяжет узлы, ставит и убирает паруса, драит палубу, ремонтирует корпус, зашивает паруса и много чего другого. А ещё после всего этого он должен мочь в артиллерию и абордаж.
Но на любом корабле были еще несколько человек, от умений и мастерства которых судьба корабля с командой и вообще успеха плавания зависела в гораздо большей степени…
Капитан
Обычно капитан выбирался большинством голосов и оставался на мостике только до тех пор, пока этого заслуживал. Как пишет Чарльз Джонсон (Даниэль Дефо) в своей книге «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами», положение капитана было прочным только тогда, когда «шла рубка, когда ты за кем-нибудь охотился или охотились за тобой». В любое другое время капитан, который оказывался неспособным обеспечить команду провиантом или хорошей добычей (или иным образом утрачивал доверие экипажа), мог быть быстро смещен со своего поста простым голосованием.
Капитан пиратского корабля получал самую большую долю добычи, но во всех остальных отношениях он ничем не отличался от других членов экипажа. У него, конечно, была лучшая каюта на корабле, но считалось, что любой матрос может заходить в неё в любое время, есть из его тарелки и спать на его койке.
Штурман
Хороший штурман был большой редкостью, а штурманские карты, компас, хронометр и астролябия (и пришедший ей на смену позже секстант) были одними из самых ценных вещей на корабле. Умелый штурман мог привести корабль в точку в нескольких милях с наветренной стороны от места назначения, чтобы потом он мог по ветру отдрейфовать прямо в порт. Если судно подходило к берегу с подветренной стороны, это могло обернуться кораблекрушением. В 1720 году Бартоломью «Черный Барт» Робертс был всего в нескольких милях от побережья Западной Африки, но не смог совладать с господствующими ветрами и был вынужден развернуться и опять плыть через всю Атлантику в Южную Америку, чтобы предпринять вторую попытку.
Квартирмейстер
Квартирмейстер у пиратов был вторым лицом на корабле и следил за порядком в общей повседневной жизни на борту. По аналогии с капитаном его выбирала команда.
Квартирмейстер на пиратском корабле должен был обладать непоколебимым авторитетом, поскольку именно ему приходилось улаживать возникающие конфликты и следить за выполнением приказов капитана. Если шла речь о наказании за мелкие проступки, то именно квартирмейстер выступал в роли судьи. Если совершалось серьёзное нарушение, то экипаж и капитан выступали в качестве суда присяжных, а судьёй опять-таки был квартирмейстер. Обычно именно ему команда давала право руководить поркой матросов.
При захвате судна квартирмейстер шел в авангарде абордажной команды, а после успешного захвата следил за тем, чтобы при разделе награбленного каждый согласно установленному уставу получил причитающуюся ему сумму. Если принятое решение капитана противоречило интересам большей части команды, то квартирмейстер имел право наложить на него вето. Это было одним из его наиболее весомых полномочий, прибегнуть к которому можно было в любое время, за исключением ситуаций, когда корабль участвовал в погоне или в сражении.
Бывали случаи, когда квартирмейстер становился капитаном после смещения или безвременной кончины последнего.
Плотник и хирург, два в одном
На пиратских кораблях редко были настоящие хирурги, эту обязанность обычно исполнял корабельный плотник, так как именно у него были нужные инструменты (прежде всего — пила) для ампутаций. На подхвате у него всегда был боцман с раскаленным топором для прижигания ран, а швы накладывал парусных дел мастер.
Плотник отвечал за исправность корпуса и мачт корабля. В разгар битвы он и его помощники оперативно устраняли течи и заделывали пробоины. После боя плотник осматривал захваченный корабль, чтобы определить, пригоден ли он для дальнейшего использования.
Бондарь
Так как провизия, вода, а также масло для ламп и порох обычно хранились на борту в деревянных бочках, мастерство бондаря было жизненно важно для всей пиратской команды. Именно от его квалификации зависело, чтобы бочки как можно дольше не пропускали воздух и воду. Отметим, что в целях экономии свободного пространства, пустые бочки разбирали, а когда было нужно — собирали вновь.
Боцман
Следить за порядком и вести учет всего корабельного имущества — от дёгтя и смолы до жира и сала, от парусов до такелажа — такова была обязанность боцмана. Обычно им становился самый опытный моряк из экипажа команды, и предел его знаний такелажа и парусного вооружения нередко означал границу между жизнью и смертью экипажа.
Канонир
Опытный канонир был весьма ценном членом пиратской команды. Его задачей было отвечать за пушки во время стрельбы, а также управлять их наведением во время боевых действий. В обязанности старшего канонира входило следить за корабельными пушками и всегда держать порох сухим. Кроме того, канонир занимался обучением рядовых артиллеристов и орудийной прислуги.
Кок
В этой роли обычно выступал тот член экипажа, который имел серьёзные боевые увечья, не позволяющие ему выполнять более важные обязанности. Вместе с тем приготовление более-менее съедобной пищи из продуктов, которые начинали портиться через несколько недель после выхода в море, было весьма непростой задачей.
Музыканты
Любой человек, умевший играть на каком-либо музыкальном инструменте, был весьма ценным кадром. Так как азартные развлечения в походе были под запретом, музыкальные увеселения помогали поддерживать моральный дух команды и бороться со скукой.
Не забывайте подписываться и ставить лайк, если статья вам понравилась!