Продолжение цикла статей из книги правил настольной ролевой игры "Нити Судьбы", рассказывающих о фэнтезийном мироустройстве. В этот раз речь пойдет о всевозможных религиозных формах, которые мы все часто видим в любимой фэнтезятине. Первую часть можно прочесть вот тут.
Анимизим: вера в существование души и духов, одушевленность всей природы. При этом душой может быть наделено не только живое существо, но и предмет и даже некое место. В различных формах этой религии верующий может самостоятельно обратиться к духам, или обязательно должен воспользоваться помощью жреца.
Астролатрия: поклонение небесным объектам – светилам, лунам, звездам и кометам. В обществе, практикующим астролатрию, астрология и астрономия пользуются всеобщим уважением, каждый регулярно сверяется со своим персональным гороскопом, и мало кто рискнет взяться за важное дело, если в небесах ему не предначертана удача.
Дуализм: религиозное воззрение, согласно которому основу бытия составляют два независимых, часто противоположных, начала – например, добро и зло, свет и тьма, огонь и вода, небо и земля. Они могут представляться как враждебные, сотрудничающие или дополняющие друг друга. Также дуализм может принимать форму веры в двух равно могущественных божеств с противоположными качествами, которые сосуществуют в гармонии или ведут вечную войну.
Зоолатрия: обожествление животных, птиц, рыб и насекомых. Священное животное окружено высочайшим почетом, хотя это далеко не всегда благо с точки зрения самого животного. Также это не исключает его умерщвления, с последующим употреблением всех частей в ритуальных целях. Священные животные нередко являются важным атрибутом другого могущественного божества – например, пантера может быть священным животным богини ночи, а сова – священной птицей бога мудрости.
Культ предков: разновидность фетишизма, при которой объектом поклонения становятся могилы предков или их изображения. В отдельных случаях предка может символизировать даже специальный знак. В роли фетиша нередко выступают части тела предка – прядь волос, осколок кости, кусочек плоти.
Механицизм: религиозно-философское течение, рассматривающее Вселенную, как совершенную, хоть и непомерно сложную машину, ход которой запустил Создатель на заре времен. Тем не менее, законы мироздания вполне постижимы для достаточно пытливых, наблюдательных и мудрых. Адепты механицизма уверены, что открыв и применив эти законы, они могут уподобиться Создателю и направлять ход событий по своему усмотрению.
Монотеизм: божество едино (хотя при этом может иметь различные ипостаси), и отвечает за все аспекты жизни паствы. Как правило (хоть и не всегда), в религиозном каноне выступает творцом мира. Монотеистические религии могут как полностью отрицать существование других божеств, так и провозглашать свое божество наиболее могущественным из существующих.
Пантеизм: религиозно-философское верование, подразумевающее бытие высшего всеобъемлющего разума, для которого одинаково значимо все сущее в мире – от маленькой букашки до величайшего из царей. Приблизиться к пониманию этого разума и единению со Вселенной можно и должно через осознание своего пути в этой жизни и неукоснительного следования ему. Так же, как и анимизм, пантеистические верования могут требовать участия жрецов, а могут обходиться без них.
Политеизм: согласно этому религиозному течению за каждую сферу бытия отвечает специальное божество. Вместе божества составляют пантеон. Зачастую, боги ведут весьма активную и насыщенную жизнь – ссорятся, мирятся, влюбляются и расстаются, образуют альянсы и коалиции, иногда даже зачинают детей со смертными или возводят смертных в ранг божества. Все эти события находят отражение в мифологии. Каждый верующий выбирает божеств-покровителей в зависимости от повседневных занятий – землепашец чтит богиню плодородия, солдат поклоняется богу войны, а жулик оставляет часть добычи в храме бога плутов. Вполне возможно поклонение нескольким божествам сразу, если этого требуют обстоятельства. Иногда в политеистических верованиях младенцу выбирают бога-покровителя в зависимости от времени и обстоятельств рождения (и это во много определяет выбор профессии и образ жизни). Обратите внимание, что в пантеоне могут соседствовать очень разные существа, как похожие на свою паству внешне, так и разительно отличающиеся от нее.
Ритуализм: адепты ритуализма считают, что божество отвечает только на воззвания, выполненные c соблюдением всех формальностей, которые могут включать сложные танцы, музыку, молитвы в стихотворной форме, использование запутанной символической атрибутики и многое другое. Отступление от этих формальностей приведет к ослаблению эффекта воззвания или и вовсе сведет его на нет. Ритуализм в той или иной степени характерен для абсолютного большинства религиозных течений.
Тотемизм: форма религии, предполагающая поклонение некому объекту или проявлению окружающего мира – животному, металлу, дереву, горе, дождю, ветру, океану... Тотемы могут быть не только у народа в целом, но и у социальных групп – воинов, торговцев или землепашцев, отдельных полов или даже индивидов. В теории, в качестве тотема могут выступать абсолютно любые предметы или явления, включая такие экзотические штуковины, как желудок поросенка, черепашья голова или заостренная оконечность древесного листа.
Иногда тотем включает целый набор проявлений или символов. Например, к тотему ворона могут относиться дождь ветер, тучи и град, к тотему змеи – рыбы, морские животные и влаголюбивые породы деревьев.
Фетишизм: культ неодушевленных материальных предметов, как естественного происхождения – например, скала, похожая на дракона, так и рукотворных – идолов и амулетов. Фетишем может стать любой предмет, «принесший удачу», «отведший беду», или как-то иначе поразивший воображение обладателя – зуб, чешуйка, сушеная лапа, кусок шкуры или коры, камень и тому подобные предметы. Иногда фетиш выбирается наугад – если носителю сопутствует удача, значит, фетиш хорош. Рукотворные фетиши, как правило, оформляются художественно. Нередко фетиш представляет собой часть чего-то большего – камень со священной горы, щепка от деревянного идола, засушенный лист волшебного древа… У некоторых народов существует обычай «наказывать» или даже ритуально уничтожать фетиш, сработавший недостаточно хорошо.