Раз уж на улицу не выйти, из за короновируса, то продолжаю дальше излагать информацию, может кому то пригодиться :).
Теперь давайте рассмотрим, на что обратить внимание, если Вы планируете взять в аренду помещение не в торговом центре, а в отдельно стоящем магазине, или в магазине находящийся в жилом доме. Очень многое конечно зависит от вида деятельности, но чтобы не пестрить разнообразием, я буду исходить пожалуй из самого популярного варианта, это продуктовый магазин "магазин у дома".
Итак, выбираем район где мы планируем арендовать (или купить) помещение, во первых район должен быть не загружен конкурентной средой, Вам же ведь надо зарабатывать деньги, а не просто позиционировать себя. Как же понять насколько сильная конкурентная среда?
Для этого в радиусе 500 метров, от предполагаемого Вами места размещения, Вы должны посмотреть количество уже действующих магазинов, есть ли среди них крупные сетевые магазины, и на каком расстоянии они от Вас будут находиться (чем дальше тел лучше). Порою в одном доме открывается по несколько продуктовых магазинов, никто толком не зарабатывает, но каждый как говориться "назло бабушки, морозит себе уши", я думаю не стоит так поступать, так как финал обычно печален.
Следующий шаг, проверьте какая у них выручка, тут сложнее, надо понимать какой средний чек у Вас в городе, или в том населённом пункте где Вы находитесь, информацию можно поискать в интернете, обычно такие данные покопавшись можно найти, их иногда публикуют крупные торговые сети. К примеру средний чек 300 руб, теперь надо промониторить конкурентов, а именно собрать чеки (по чекам можно сделать вывод сколько людей в среднем проходит через одну кассу, если несколько касс, то с каждой), и тогда у Вас будет некое приблизительное понимание среднесуточной выручки. Это дело конечно хлопотное, но поверьте оно того стоит, если есть возможность нанять специалистов которые занимаются коммерческой недвижимостью это сильно облегчит Вам задачу.
Чеки лучше собирать вечером перед закрытием, на каждом чеке есть номер финансового документа, например: на 02.02.2020 номер ФД:000053535, на следующий день Вы опять собираете чеки с этой же кассы, и на 03.02.2020 номер ФД 000053821, вычитаем, и получаем что ориентировочно прошло за сутки 286 покупателей, умножаем на средний чек 300 руб, получаем выручку с одной кассы 85 800 руб.
Понятно, что это очень примерно, и что в выходные дни может быть другая выручка, или если на улице мороз минус 40, или если магазин торгует без алкоголя. Тем не менее это поможет Вам с ориентироваться, и сделать максимально возможные выводы, всё лучше, чем топить свой бизнес на оптимизме.
Далее, считаем сколько квартир (домохозяйств, если посёлок) находиться в Вашем радиусе 500 метров, насколько это густонаселённый участок, все ли дома заселены, ведётся ли строительство новых домов, каким образом планируется благоустройство данного района. К примеру если в районе проживает около 3000 человек, исходим из того, что в каждой квартире проживает три человека, и не все дома ещё заселены, есть потенциал, что заселяться ещё порядка 1000 человек. Таким образом считаем что из 3000 человек, делают в Вашем районе покупки 30%, т.е. 900 человек, при среднем чеке в 300 руб, это среднесуточный потенциал района 270 т.руб. И в районе действуют три магазина, Вы их промониторили и пришли к выводу один сетевой, со средней суточной выручкой 170 т.руб., и два не сетевых магазина со среднесуточной выручкой 50 т.руб. Если у Вас нет возможности сильно демпинговать по цене, или предлагать уникальные продукты, то скорее всего Вы поделите выручку с другими двумя не сетевыми магазинами, т.е. 100 т.р. разделите на троих, соответственно 33 т.руб минимум выручки, максимум 50 т.р. (это ещё будет зависеть от того как вы будете находиться по отношение к конкурентам, насколько лучше у Вас будет локация, и закроется ли кто то из частников, и т.д.). По мере заселения домов, и не прихода других конкурентов вполне возможно выручка немного и увеличиться.
Локация магазина, само место, насколько он будет удобен для посетителей. Самая большая глупость, это открывать продуктовый магазин в цоколе жилого дома, никакие бабушки и дедушки не любят таскать сумки с едой карабкаясь по ступеням и тяжело дыша, я уже молчу про инвалидов, поэтому как бы заманчиво не было предложение по цене, сто раз подумайте! Вообще открывать продуктовый магазина в жилом доме это ещё та "Сказка странствий", Вам нужно будет получить не менее 2/3 согласия всех собственников дома, что они не против магазина, и это легче сказать, чем сделать, также Вам нужно будет согласовать площадку под размещения ТБО (твёрдые бытовые отходы) не ближе к 20 метров к жилому дому, место под гудящие блоки установки ЦХМ (центральная холодильная машина), размещение вывески, и ещё помните, что разгрузка под окнами жилого дома запрещена, и не забудьте, что ещё нужно будет решить вопрос с эвакуационным выходом (если вход только один), иначе пожарная служба наложит запрет, и если Вам мешает зелёная зона на которой растут деревья и кусты, их тоже просто так рубить нельзя, а ну и конечно Вам потребуется необходимое электричество, для холодильного оборудования, и не факт что Вам его выделят, ведь на дом может не хватить обычный аргумент управляющей компании, и они предложат Вам проложить отдельный кабель, и не забываем про лицензию на алкоголь, табак, в разных муниципалитетах, разные требования по расстоянию, до медицинских, дошкольных и учебных заведений, поэтому тоже учтите этот момент, как никак, это примерно 20 % к Вашей выручке.
Поэтому если есть возможность встать в отдельно стоящее здание, то выбирайте этот вариант, сэкономите нервы, время и деньги!
На что ещё обращаем внимание при локации, это трафик, как его можно посчитать я ранее излагал в первой части (для торговых центров), принцип такой же, только здесь ещё считаем и проезжающие авто в обе стороны, в приоритете для размещения первая линия (место возле проезжей части), ещё лучше если ближе к перекрёстку, и желательно чтобы остановка общественного транспорта была не далее 50 метров, тоже требование и к пешеходному переходу. Нужна хорошая парковка минимум машин на 10, и желательно чтобы она не была общедомовой ( у нас жильцы любят ставить шлагбаумы), с подъездом до самого входа в магазин, ходить народ у нас ой как не любит. Удобный заезд на парковку, дорога не должна быть как после авиа удара, или не уходящие круглый год лужи по все парковке. Пандус, для инвалидов, если вход не в уровень в магазин. При разгрузке продуктов, фура не должна перекрывать половину парковки, проезд. Возможность размещения Вашей вывески, и видимость её не только при входе в магазин.
И помните, чем тщательнее Вы подойдёте к выбору места, тем меньше Вы потом будете кусать локти.