Вкратце:
Прямоугольная площадка. 2 команды. Игроки одной команды поочередно бьют по мячу битой (лаптой), пытаясь отбить его как можно дальше, и быстро бегут до противоположной стороны площадки и обратно, набирая очки, если их не осалили пойманным мячом противники. Игроки второй команды пытаются поймать отбитый мяч и осалить им бегущего игрока противоположной команды. Нужно набрать максимальное количество очков за определенное время.
Привет, друзья!
Кто-нибудь из вас уже играл в лапту? Согласитесь, что это действительно интересная командная игра, в которую хочется играть не переставая! К сожалению, лапта не является таким популярным видом спорта, как футбол или волейбол, хотя потенциала у этой игры хоть отбавляй =)
В игры с мячом и палкой люди играли еще во времена до нашей эры. Постепенно модифицируясь на разных территориях, играла обретала национальный характер. На Руси игру с мячом и палкой называли по-разному: "битка", "шибка", "хлопка", игра "в беглые" или игра "в шары". При Петре I лапта входила в программу физической подготовки солдат воинских подразделений, а еще позднее ее стали обязательно применять для физического воспитания детей.
В 1916 году в спортивном журнале "Геркулес" русский писатель Александр Куприн описал эту игру следующим образом: "Это народная игра, к сожалению, забытая и находящаяся в пренебрежении, - одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей "партии", внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят... Трусам и лентяям в этой игре не место."
В середине XX века в СССР был период, когда лаптой перестали заниматься на государственном уровне. Но 1987 году вышло Постановление Госкомспорта СССР "О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты", которое продолжило проведение соревнований на советском пространстве. А в 1996 году в Российской Федерации создали всероссийской общественную физкультурно-спортивную организацию - Федерацию русской лапты России, которая действует до сих пор.
Итак, каковы же современные правила игры в русскую лапту?
Игра проходит на прямоугольной площадке шириной 25-40 метров, длиной 40-55 метров и длится два тайма по 30 минут. На одной стороне прямоугольника находится "город" (или "дом"), а на другой - "кон". Игроки делятся на две равные команды и проводят жеребьевку. Одна команда становится "бьющими", а другая "водящими". "Бьющие" становятся на линии "дома" на площадке очередности. "Водящие" расстанавливаются между линией "кона" и "контрольной" линией.
"Бьющие" поочередно заходят на площадку подающего. Подающий (игрок команды "бьющих") подбрасывает мяч вертикально вверх, а бьющий пытается его отбить далеко в сторону противника. Бьют мяч специальной битой - лаптой, замахиваясь из-за головы. Мяч в соревнованиях используется теннисный. Нельзя отправлять мяч за боковые линии и в зону между контрольной линией и линией дома (штрафная зона) - это будет считаться за аут и у игрока будет еще одна попытка, при нереализации которой, бьющий переходит в пригород. Подающий игрок не имеет права на перебежку.
После удачного удара бьющий игрок может добежать до линии кона и, по-возможности, вернуться назад. Игроки водящей команды пытаются поймать мяч и осалить им бегущего игрока бьющей команды. Если игрок бьющей команды успевает прибежать добежать до "кона" и обратно не осаленным, то его команда получает 2 очка. Если же бьющий игрок видит, что водящая команда быстро поймала мяч, то он может не бежать и остаться на линиях "дома" (в зоне пригорода) или "кона" до тех пор, пока в следующем раунде мяч не отобьет очередной игрок его команды. В таком случае он получит лишь 1 очко, и то, если не будет осален мячом. После удачной перебежки игрок "бьющей" команды встает на площадку очередности.
Задача "водящих" - не дать игроку "бьющих" перебежать до линии "кона" и обратно, осалив его. Если же команда "водящих" сразу поймала отбитый мяч, то команды меняются местами. При этом команде "водящих" начисляется 1 очко.
Если в момент перебежки игрок "бьющих" окажется осаленным, то все игроки "водящих" бегут в "город" и команды меняются ролями. Однако, пока "водящие" бегут в "город", бьющая команда имеет возможность повернуть процесс смены команд, осалив кого-нибудь из игроков "водящих", еще находящихся в поле. Таким образом, за "город" идет активная борьба.
В игре побеждает та команда, которая набрала большее количество очков.
Фух... Получилось достаточно объемно, но мы постарались донести максимум основной информации =) Лапта - интереснейшая игра, которая явно недооценена в нашем обществе... Правила игры на соревнованиях включают в себя еще несколько нюансов, о которых подробно вы можете прочитать на сайте Федерации русской лапты России.
Оставайтесь с нами и поставьте палец вверх, если вы получили новые знания!