Найти тему
Киновед в штатском

Из кинонедр: 15 лет "Мы из будущего"

По работе и из личных соображений мне часто приходилось раньше, да и сейчас случается участвовать в дискуссиях, условно, на тему: "Почему в России не снимают хорошего кино". Считается, что "российское кино вовсе не в топе", что лучший режиссер у нас Баженов со своей пантомимой, а все студии – распильщики, тратящие бюджетные миллионы на не пойми что. Примеров картин, которые самая массовая публика считает достойными, за 25 лет набралось максимум на пальцы одной руки – "Последний богатырь", "28 панфиловцев", "Холоп", ну, и теперь вот "Чебурашка". Но первой лентой, которая удостоилась искренней похвалы от широкой аудитории стала фантастическая драма "Мы из будущего".

-2

Сегодня фильму исполнилось 15 лет – значит, пришло время вспомнить, с чего всё начиналось.

Уже не раз писал, что военные картины мне неинтересны как жанр – это всегда манипулятивное черно-белое в самом общем смысле кино, которое совершенно лишено искренности (я сейчас, конечно, не о советских лентах, снятых непосредственными участниками Великой Отечественной, а о российском новоделе). Еще хуже отношусь к литературному, да и киношному жанру "приключений попаданцев" – это и вовсе инфантильный ширпотреб, обманывающий публику сладкими рассказами о том, что "всё еще можно изменить и исправить". Нельзя! И глупо тешить себя мечтами. Того же Звягинцева с его Одиссеей можно почитать для разнообразия, но погружаться в эти фантазии с головой – правда, ни к чему.

-3

Но учить никого не буду – вернусь к фильму. Картине повезло. Она попала в настроение – Культ Победы тогда выходил на самый пик. Она угадала с актерским составом – запомнились в основном Козловский, Климова и Яглыч, но там вообще все хороши, даже на фоне монументального Бориса Галкина. Она оказалась достаточно язвительной и дерзкой, чтобы взбодрить аудиторию, но четко выдерживала меру – громить предателей фильм не призывал. Наоборот, в нем была надежда на примирение, на то, что Память общечеловеческая поставит нас рядом, а не по разные стороны баррикад. 15 лет назад это казалось возможным. Даже почти свершившимся.

-4

Ленту многие хвалят за постановку экшена и военных сражений. Ну, да – для своего времени всё это было выполнено довольно круто, сказалось привлечение к работе зарубежных специалистов и каскадеров. Вот только вся эта стрельба – лишь дымовая завеса. Тот самый туман войны, за которым может скрываться враг, а могут ждать и давно вожделенные цели. Вот и в "Мы из будущего" важно за стрельбой, взрывами и криками разглядеть актерскую игру и тонкую настройку чувств. И вот здесь стоит отдельно упомянуть Козловского. Я его помнил еще по "Гарпастуму" и был совершенно уверен в том, что играть он может – преображение Бормана это лишний раз подтверждает.

-5

Работает ли "Мы из будущего" сегодня? Хороший вопрос. Не рискну пересматривать сам и не стану советовать – острые углы картины за последние годы стали не просто острее, они получили заусенцы, о которые легко разорвать душу в клочья. А нам еще дальше жить. И как-то надо пережить 21-е. А потом - 24-е. Далее везде... Наверное, если абстрагироваться, то можно включить и последить за работой оператора, пиротехников, гримеров, художников. Но целостная картина меня сейчас точно задавит депрессией. Вам этого не желаю – берегите себя.

И увидимся в кино!

ПС. Есть у меня небольшое личное воспоминание, боком привязанное к "Мы из будущего" – на диск с этим фильмом я получил один из первых автографов в свою коллекцию. От Яглыча. Это было на блогерском показе сиквела уже в 2010-м – в нем как раз только Владимир от прежней компании и остался. Автограф был первым не только для меня, но, видимо, и для актера – маркера не нашлось, он плохо пишущей ручкой нарисовал закорючку прямо на лице своего персонажа. Такой себе артефакт, но пусть будет... Память важнее.

-6

Память всегда важнее...

***>>> Еще больше текстов автора - на Бусти и в Телеграме <<<***