Сериал «Новый Папа» вышедший в первой декаде февраля 2020 года, ожидался поклонниками Джуда Лоу продолженьем эксцентричной политики молодого Папы, но вышел вполне самостоятельным произведением, мало чем повторяющим исходную картину. Режиссер Паоло Соррентино остался верен собственному пониманию мира, месту, где мало кому удается остановить его фантазию.
Святой Престол, наблюдая глубокий сон Папы Пия XIII, а с ним увядание Ватикана, решает оставить Лени Белардо единственную жизненную функцию – быть экспериментом в руках эскулапов – кардиологов. Поручив кукловоду Анжело Войелле избрание нового Папы, Святой Престол настаивает выбрать лучшую серость из ветхого конклава. Экспериментов достаточно. Правление Пия XIII показало, Ватикан готов к эволюции, но не более чем сменить на завтрак крутое яйцо яйцом всмятку. Наиболее управляемой бездарностью, Войелле кажется богобоязненный фанатик Томмасо Вильетти, исповедовавший Пия XIII в его лучшие дни. Ватикан желает продолжения долгоденствия и пусть Томмасо становиться, кем мечтает – даже Франциском II.
С этого момента начинается второе пришествие режиссера Паоло Соррентино к зрителям сериала. Готовясь убить Героя в концовке первого сезона, режиссер размышлял, что может случиться после смерти его Героя. Очевидно, более грандиозного, чем второе пришествие Христа в голову Сорентино не пришло. Судите сами.
Томас Вильетти в роли Папы Франциска II мало туп, так ещё открывает границы Ватикана беженцам, а финансовые потоки общественности. Террористы, ощущая импотенцию церкви готовы перейти Рубикон, арабы трогают ангелов немытыми руками, а идолопоклонники Лени Белардо жгут костры табором перед базиликой Святого Петра. Метафора собрана. Миру крах. В аккурат смерти Вильетти, Пий XIII впервые дергает мизинцем все так же лежа в образе соболезнования. Поклонники Джуда Лоу выдыхают. Жив курилка?! Хорошее кино отличается от посредственного тем, что создает мнения. А мнений здесь хватает. В том числе и у старика Войеллы. Ему искать нового Папу.
Пересказывать сюжет далее - лишить возможности посмотреть Джона Малковича в роли Папы Иоанна Павла III (следующего за Франциском II). А еще увидеть роскошную телевизионную работу, в чем несомненная заслуга Оператора Лука Бегадзе и художников сериала.
Единственное чем можно поделиться сейчас, так предположением, что перелистывая сценарии, Джон Малкович потягивал любимый Каберне-Совиньон в купаже Пино Нуара и вспоминал, когда же играл столь развитый образ: рыцарь лишенный наследства, сын без любви родителей; мужчина способный любить женщину больше чем тайную коробочку с зельем и многое другое в эксцентрике оболочки умных и страдающих глаз подведенных черным карандашом.
Пий XIII выходит из комы к середине истории. Испытывать терпение поклонников Джуда Лоу дальше чревато. Да и вообще, удержать зрителя, получившего историю «не о Том», шикарным Малковичем, да парой Звезд шоу бизнеса в эпизодах, смахивало бы мылом, с какого ни будь российского канала. Кстати в итальянском теле прокате сериал не собрал и трети своей предыдущей аудитории - кино эстетика Паоло Соррентино все-таки ближе залу кинотеатра, чем аудитории домашнего экрана. Однако вернемся к миссии Лени Белардо. Вернувшись к жизни, Пий XIII принимает статус простого священника, но оставляет право влиять на положение дел словом, а после берет ответственность, вершить Божий промысел. Финал третей новеллы сериала можно смело адресовать к пророчествам Ветхого Завета: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».
фотографии HBO