Найти в Дзене
Anna Kuzmina

От бегства к бегу. Отзыв на фильм «Одиночество бегуна на длинные дистанции» (1962)

Фильм британского режиссера Тони Ричардсона «Одиночество бегуна на длинные дистанции» (1962) про социальный протест молодого «рассерженного» поколения британцев против несправедливого общественного устройства, одновременно это и философское высказывание о достоинстве, свободе и праве личности выбирать свой путь.

Колин Смит, парень из рабочей среды, после очередной проделки попадает в исправительное учреждение. Главные методы перевоспитания: труд и спорт. Во время пробежки у Колина раскрывается талант – в нем есть все задатки хорошего бегуна. Между тем, приближается состязание с привилегированной школой; для директора исправительного интерната это шанс показать значимость своей системы обучения трудных подростков. И Колина начинают активно готовить к забегу. Ему предоставляется уникальная возможность покидать закрытое учреждение – совершать по утрам одинокие длительные пробежки в лесу. Он бегает и вспоминает свою жизнь: смерть отца-чернорабочего от тяжелой болезни; мать, сразу пригласившую в дом другого мужчину; девушку, которую Колин полюбил и поверял ей свои мысли о том, что он хочет жить иначе, не как его семья и окружение, не зависеть от денег и не надрываться на тяжелой работе. Однако, когда в семье заканчиваются деньги, которые его мать получила в качестве компенсации за смерть отца и которые тут же потратили на телевизор и другие безделушки, забыв купить пальто Колину, он идет на воровство, т.е. снова пытается деньгами – чужими! – заткнуть душевный сквозняк.

Во время этих утренних пробежек что-то меняется в сознании Колина, он вспоминает, как рассказал своей девушке, что в детстве мечтал потеряться, но скоро понял, что потеряться совсем невозможно; и вот он стал убегать (он и объясняет свое попадание в интернат тем, что недостаточно быстро бежал от полиции). Но теперь его бегство становится бегом. Во время состязания где-то на половине дистанции Колина охватывает странное состояние то ли злости, то ли отчаяния – словно он уже бежит не по лесу, а сквозь свою жизнь, пытаясь обогнать ее, выбежать за границы начертанных ему условий. И он вырывается вперед, оставив соперников далеко позади себя. Но что впереди? Впереди финишная лента, слава победителя и удовлетворенные за счет Колина амбиции директора интерната. О да, Колина Смита ждет карьера успешного спортсмена, ему будут аплодировать трибуны, на него – как на скаковую лошадь – будут делать ставки богачи и авантюристы, в 32 его ждет богатая пенсия и легкие, превратившиеся в «ажурные кружева». Заманчивая перспектива для паренька из рабочего поселка. Ведь если скучающее общество, равнодушное ко всему, кроме блестящих безделушек, решает кому-то оказать милость, разве найдется человек, который откажется от его данайских даров – денег, славы и слепого ему повиновения? Колин Смит отдает свой приз другому. Он выбежал – почти вылетел – за границы рабочего поселка, но он не влетит в другую клетку. Он сам себе выберет маршрут – это будет длинная и сложная дистанция, и он пробежит ее в одиночестве, если достоинство и свободу можно сохранить только так.

В картине, как и во многих других фильмах рубежа 50-60-х гг., блестящая операторская работа. Черно-белая пленка фактурно выделяет лица, выражения, глаза героев, документируя до мельчайших подробностей человеческие эмоции и взаимоотношения. Пейзаж минималистичен, не отвлекает своей красотой – как было бы в цвете – он гармонично встраивается в переживания и воспоминания героя, создавая единое пространство жизни Колина Смита, за пределы которой он пытается выбежать. Том Кортни привнес в образ главного героя индивидуальность и глубину. Если в книге Алана Силлитоу, по которой снят фильм, Колин кажется чрезмерно болтлив (книга представляет собой поток сознания героя-подростка в духе Холдена Колфилда), то в кино он молчалив, порой язвителен и хитер, резкими чертами лица он напоминает дикого волчонка: сосредоточен и свободолюбив, раним и горд, жесток и беззащитен.

Фильм «Одиночество бегуна на длинные дистанции» имеет, прежде всего, философский и социальный смысл. Но в картине при желании можно разглядеть и предысторию массового увлечения бегом, которое началось в 70-е и продолжается до сих пор. Ведь если пафос сопротивления обществу сейчас может быть и непонятен, то позиция Колина Смита вполне соответствует современной идее бега как образа жизни. В то же время нельзя не отметить, как наивно и неправдоподобно выглядят и тренировки Колина (он совсем не прокачивает мышцы, только бегает кроссы по утрам), и само состязание. Дистанция, которую пробегают участники, совсем не длинная – всего 5 миль (8 км), хотя и сложная (пересеченная местность с болотами и холмами), но у Колина шансы победить с самого начала забега гораздо выше: и потому что он легче соперника, и потому что хорошо знает местность, тренировался здесь каждое утро, следовательно, понимает, как правильно разложить силы по дистанции, что, собственно, и делает: соперник рванул с первых метров вперед и, естественно, к середине пути уже выдохся, а Колин сберег силы на трудных участках и выбежал вперед уже на дороге. Т.е. Колин не совершил чего-то сверхъестественного, а победил тактически. Но, конечно, такая высокомерно-спортивная оценка фильма не выдерживает никакой критики, хотя тоже имеет место быть.