Фильм британского режиссера Тони Ричардсона «Одиночество бегуна на длинные дистанции» (1962) про социальный протест молодого «рассерженного» поколения британцев против несправедливого общественного устройства, одновременно это и философское высказывание о достоинстве, свободе и праве личности выбирать свой путь.
Колин Смит, парень из рабочей среды, после очередной проделки попадает в исправительное учреждение. Главные методы перевоспитания: труд и спорт. Во время пробежки у Колина раскрывается талант – в нем есть все задатки хорошего бегуна. Между тем, приближается состязание с привилегированной школой; для директора исправительного интерната это шанс показать значимость своей системы обучения трудных подростков. И Колина начинают активно готовить к забегу. Ему предоставляется уникальная возможность покидать закрытое учреждение – совершать по утрам одинокие длительные пробежки в лесу. Он бегает и вспоминает свою жизнь: смерть отца-чернорабочего от тяжелой болезни; мать, сразу пригласившую в дом другого мужчину; девушку, которую Колин полюбил и поверял ей свои мысли о том, что он хочет жить иначе, не как его семья и окружение, не зависеть от денег и не надрываться на тяжелой работе. Однако, когда в семье заканчиваются деньги, которые его мать получила в качестве компенсации за смерть отца и которые тут же потратили на телевизор и другие безделушки, забыв купить пальто Колину, он идет на воровство, т.е. снова пытается деньгами – чужими! – заткнуть душевный сквозняк.
Во время этих утренних пробежек что-то меняется в сознании Колина, он вспоминает, как рассказал своей девушке, что в детстве мечтал потеряться, но скоро понял, что потеряться совсем невозможно; и вот он стал убегать (он и объясняет свое попадание в интернат тем, что недостаточно быстро бежал от полиции). Но теперь его бегство становится бегом. Во время состязания где-то на половине дистанции Колина охватывает странное состояние то ли злости, то ли отчаяния – словно он уже бежит не по лесу, а сквозь свою жизнь, пытаясь обогнать ее, выбежать за границы начертанных ему условий. И он вырывается вперед, оставив соперников далеко позади себя. Но что впереди? Впереди финишная лента, слава победителя и удовлетворенные за счет Колина амбиции директора интерната. О да, Колина Смита ждет карьера успешного спортсмена, ему будут аплодировать трибуны, на него – как на скаковую лошадь – будут делать ставки богачи и авантюристы, в 32 его ждет богатая пенсия и легкие, превратившиеся в «ажурные кружева». Заманчивая перспектива для паренька из рабочего поселка. Ведь если скучающее общество, равнодушное ко всему, кроме блестящих безделушек, решает кому-то оказать милость, разве найдется человек, который откажется от его данайских даров – денег, славы и слепого ему повиновения? Колин Смит отдает свой приз другому. Он выбежал – почти вылетел – за границы рабочего поселка, но он не влетит в другую клетку. Он сам себе выберет маршрут – это будет длинная и сложная дистанция, и он пробежит ее в одиночестве, если достоинство и свободу можно сохранить только так.
В картине, как и во многих других фильмах рубежа 50-60-х гг., блестящая операторская работа. Черно-белая пленка фактурно выделяет лица, выражения, глаза героев, документируя до мельчайших подробностей человеческие эмоции и взаимоотношения. Пейзаж минималистичен, не отвлекает своей красотой – как было бы в цвете – он гармонично встраивается в переживания и воспоминания героя, создавая единое пространство жизни Колина Смита, за пределы которой он пытается выбежать. Том Кортни привнес в образ главного героя индивидуальность и глубину. Если в книге Алана Силлитоу, по которой снят фильм, Колин кажется чрезмерно болтлив (книга представляет собой поток сознания героя-подростка в духе Холдена Колфилда), то в кино он молчалив, порой язвителен и хитер, резкими чертами лица он напоминает дикого волчонка: сосредоточен и свободолюбив, раним и горд, жесток и беззащитен.
Фильм «Одиночество бегуна на длинные дистанции» имеет, прежде всего, философский и социальный смысл. Но в картине при желании можно разглядеть и предысторию массового увлечения бегом, которое началось в 70-е и продолжается до сих пор. Ведь если пафос сопротивления обществу сейчас может быть и непонятен, то позиция Колина Смита вполне соответствует современной идее бега как образа жизни. В то же время нельзя не отметить, как наивно и неправдоподобно выглядят и тренировки Колина (он совсем не прокачивает мышцы, только бегает кроссы по утрам), и само состязание. Дистанция, которую пробегают участники, совсем не длинная – всего 5 миль (8 км), хотя и сложная (пересеченная местность с болотами и холмами), но у Колина шансы победить с самого начала забега гораздо выше: и потому что он легче соперника, и потому что хорошо знает местность, тренировался здесь каждое утро, следовательно, понимает, как правильно разложить силы по дистанции, что, собственно, и делает: соперник рванул с первых метров вперед и, естественно, к середине пути уже выдохся, а Колин сберег силы на трудных участках и выбежал вперед уже на дороге. Т.е. Колин не совершил чего-то сверхъестественного, а победил тактически. Но, конечно, такая высокомерно-спортивная оценка фильма не выдерживает никакой критики, хотя тоже имеет место быть.