Люди в родном селе моего отца жили заметно лучше, чем во многих окружающих сёлах и деревнях. Кстати, уточню для тех, кто не знает, чем отличаются эти два понятия – селом издавна считалось сельское поселение, в котором есть церковь, а в деревнях были только часовни. Достаточно сказать, что в правобережной части района с площадью, сравнимой с площадью иных европейских государств, родное село отца было единственным населённым пунктом с электрическим освещением.
Подсобные промыслы в уральском селе
Своим правом на создание подсобных промыслов еще в довоенное время воспользовались и в селе, о котором идёт рассказ. В колхозе жгли древесный уголь для деревенских кузниц, гнали дёготь, драли лыко, из которого делали мочалки и ткали рогожу, изготовляли сани, в том числе и детские, телеги, дуги, коромысла, шили конскую сбрую.
Генератор, вырабатывающий электроэнергию для села, вращал паровой локомотив. Рисунок даёт некоторое представление об этом "техническом чуде". Но нам, мелюзге, он действительно казался чудом, и мы частенько бегали полюбоваться на работу "динамы". В качестве топлива для паровика служили дрова и отходы деревообработки.
Электричество подавалось потребителям не круглосуточно, а по графику. Включали его, когда на улице темнело и по утрам, а на ночь и днём обычно отключали. С этой особенностью у меня связано одно из ранних детских воспоминаний. В квартире, где мы жили, судя по всему не было выключателя (видимо для того времени это была вещь достаточно дефицитная), а лампочки включали вкручивая их в патрон и, наоборот, выкручивая для выключения.
Жизнь в электрифицированном селе
Нам, детям, эти операции, понятно, были недоступны. Как-то раз родители задержались, хотя уже стемнело. Мы с сестрой были дома одни и запаниковали, тем более, что стали запугивать друг друга фантазиями о прячущихся в темных углах злых волках. Когда родители вернулись, обнаружили своих чад дружно ревущими в два голоса, а на вопрос: "Что случилось?", услышали не менее дружный ответ: "Волков боимся!"
Включали электричество и по праздникам, а также во время киносеансов в клубе. С того времени я запомнил почему-то только один фильм — знаменитый "Тарзан". Мальчишки ещё долго после него подражали призывному крику главного героя. Мне же больше запомнилась обезьяна Чита, а уж посудомоечная машина, у которой эта героиня крутила ручку, вообще вызвал дикий восторг.
Был в селе и детский сад, куда мы с сестрой ходили. Воспитательница тётя Дуся была подругой нашей мамы и нередко бывала у нас в гостях. Запомнились праздничные утренники, а ещё то, что, несмотря на не очень сытное время, все дети почему-то не любили овсяную кашу "Геркулес", несмотря на все уверения взрослых о её пользе.
Детские воспоминания
Село разделяла на две части река. На левом берегу дома подходили к реке практически вплотную. Дом, в котором мы жили, также был расположен недалеко от речки. На правый берег в этом месте можно было перейти по примитивному пешеходному мостику. На том берегу вдоль реки тянулся луг, использовавшийся как пастбище для деревенских коров, за ним рос небольшой лесок, за которым была длинная, шедшая параллельно реке деревенская улица.
Там, за рекой, жили родители отца — мои дедушка и бабушка, а на берегу реки строилось здание новой, средней школы. Напоминаю, что старая школа, в которой директорствовал отец, была семилетней. Кстати, контроль за ходом и качеством строительных работ в здании новой школы был возложен как раз на отца.