(Окончание. Начало - здесь, продолжение - вот здесь)
Эту мысль на полном серьезе предлагают многие в комментариях. Давайте посмотрим, почему конкурс аттестатов не выдерживает критики как метод поступления в вузы.
Для начала: #высшее образование в нашей стране НЕ является обязательным. Это означает, что высшее - не для всех. В вузах - конкурс, конкурсный отбор, причем отбор должен происходить по понятным и максимально объективным критериям. Правила могут нравиться или не нравиться, но они должны быть максимально понятны ВСЕМ. Подавая документы в выбранный вуз, вы соглашаетесь с правилами приема в этот вуз.
Вот одна история из жизни. Таких и подобных историй я каждое лето в приемной комиссии слышу очень много. Добавим сюда фантазии про отмену ЕГЭ и поступление по конкурсу аттестатов и получим следующее:
Петя учится в профильном физмат классе, у Пети строгие учителя и высокие требования, есть дополнительные предметы по профилю. Петя мечтает заниматься компьютерной безопасностью, ответственно относится к выбору будущей профессии, посещает курсы, занимается дополнительно информатикой и программированием. Петя давно решил, что ИТ - его будущее, а в феврале-2020 оформил заявление на сдачу ЕГЭ по математике (профиль), физике, информатике и русскому языку. На подготовку к школе (вы ведь помните, что учителя у Пети строгие и требовательные?) мальчик тратит много времени, но порой не успевает выучить стихотворение по литературе и не всегда правильно пишет эссе по обществознанию. При этом по математике и информатике у него твердые "отлично", по физике - 4 (тяжеловато в профильном классе учить физику углубленно), по русскому тоже 5, а вот литература, история и обществознание "проседают" - у Пети тройки.
Витя учится в общеобразовательной школе, у него нет дополнительных предметов и кружков, олимпиадами тоже не занимается, но любит онлайн-игры и общение в социальных сетях. В школе на хорошем счету, уроки делает почти всегда, старательный парень. В основном сдает все контрольные и домашние работы на 4 и 5, но учителя у Вити доброжелательные, аттестат хорошему ребенку портить не хотят и ставят пятерки. Витя, как и Петя, будет поступать на "информационную безопасность", он планирует сдавать ЕГЭ по информатике, профильной математике и русскому языку.
ЕГЭ расставит мальчиков по рейтингу согласно сумме баллов. Что будет в случае приема по конкурсу аттестатов? Правильно, поступит Витя, а не Петя. Будет ли это справедливо?
Итак, при поступлении по конкурсу аттестатов получим следующее:
1. В разных школах работают разные учителя, которые по-разному относятся к своей работе. Кто-то строже. кто-то мягче и т.д. Оценки в аттестате даже по профильным (для вуза) предметам нельзя сравнивать - слишком разные в школах критерии, требования и условия обучения.
2. Если брать в расчет не профильные предметы, а средний балл, то будет только хуже. В каких-то школах у детей 10 предметов, в каких-то - 20. Выбирать минимум предметов и считать средний балл по ним? Или учитывать, скажем, оценки по условной философии и условному литературному чтению? А факультативы (элективы)? Вопросов больше, чем ответов.
3. Если брать в расчет только оценки по предметам, которые нужны при поступлении, то снова несправедливость (см. историю Пети и Васи). Но и это еще не все. В некоторых школах нет предмета "математика", есть "алгебра" и "геометрия", и по двум предметам бывают разные оценки. Какую брать в расчет? А бывает так, что у ученика в аттестате нет физики и химии, есть естествознание. Но это не мешает ребенку сдать ЕГЭ, скажем, по физике и поступить на соответствующую специальность. А из аттестата какую оценку прикажете взять?
4. Да и вообще, как переводить средние баллы аттестата в 100-балльную шкалу?
5. Как быть вузу, если на 10 бюджетных мест пришли 50 человек, имеющих только пятерки в аттестате?
6. Как объяснить школьникам (снова вспоминаем Петю и Васю), что их усилия, время и даже деньги их родителей (потраченные на курсы и репетиторов) вдруг оказались никому не нужны? И как объяснить это родителям?
Самое забавное (и грустное одновременно), что ратующие за прием в вузы по аттестатам родители (вот удивительно, да? яжматери добра ведь детям желают, а дети-то и не хотят отмены ЕГЭ) в случае непоступления их детей первыми прибегут в приемную комиссию и будут обвинять вуз в том, что он плохой и несправедливый, что надо было взять именно их ребенка, не обращая внимания на оценки и баллы (не верите - вот история из лета 2019 с такими обвинениями).
Уважаемые родители! Всем сейчас сложно и даже страшно, и все мы живем в одинаковой неопределенности. ЕГЭ, как и любой экзамен, имеет элемент лотереи, но своим стремлением во что бы то ни стало его изгнать из жизни ваших детей вы не принесете им пользы. По крайней мере, точно не в этом году. Гораздо лучше будет, если и вы, и ваши дети будут относиться к #ЕГЭ именно как к обыденной вещи (например, как к дождику) - есть он, ну и ладно, переживем. Не надо возводить этот экзамен в формат абсолютной истины или абсолютного зла, надо просто достойно подготовиться и иметь хорошие знания по предмету экзамена.
И самое главное - себе задайте вопрос, что будет, если вашему ребенку очень принципиальный учитель поставит 4 в аттестат, а мальчику из другой школы добрые преподаватели поставят все пятерки, чтобы "был #аттестат красивый", и он поступит, а ваш ребенок не поступит. Мне можете не отвечать, просто будьте честны с самой собой. Всем здоровья и успешного поступления!