Драма и комедия о невольно запертых в одной квартире. Никуда не деться. Придется решать наболевшие, кризисные для семьи проблемы, Фильм 1991 года. Изумительный сюжет и блистательная игра актеров - А.Колкуновой, И.Алферовой, А.Гафта, Г.Филозова и гениального Е.Евстигнеева. Они не только феноменально сыграли свои роли - они развернули перед зрителем полноценный сеанс семейной и групповой психотерапии, проведенный на высокопрофессиональном уровне. Кем? Ими оказались два режиссера этого шедевра, и не осведомленные о своих психологических способностях - В.Краснопольский и В.Усков, троюродные братья между прочим.
История не из простых. Внезапно испытавшая предательство мужчины, взрослая дочь в тот же день получает второй эмоциональный удар - уличает свою мать в измене. И мир готов рухнуть, боль атакует душу, и в порыве аффекта девушка пытается сорвать с матери маску примерной жены в глазах преданного и любящего своих женщин мужа/отца, тоже личности с двойным дном - и мягко характерной внешне, и карманом-тихушником, что хранит в себе самообман, одновременно. А любовник матери (мужчина без носков) - папин руководитель, от которого зависит материальное благополучие семьи, персона конкретная, деловая, недоумевающая от накала нагоняемых "истеричной семейкой" страстей.
Вся драма закручивается ночью в обычной квартире. Но комедийный аккорд в нее вносит случайный/неслучайный гость - возрастной саксофонист из ресторана, которого дочь вовлекает в семейный скандал. Игра гения бесподобна. Тем более, что он берет на себя инициативу по эмоциональной разрядке среди невольных участников "групповой психотерапии" - на его героя вот-вот отреагируют сильные эмоции с физической расправой.
И несмотря на то, что "снились ему накануне раки, которые всегда к драке", он, одинокий старый лабух, трущий после работы лысину о подушку в комнатке своей общаги, сорняк, разбросавший семена-детей по свету, пофигист с достоинством музыканта-профессионала, великовозрастный шалун-мальчишка, вкушающий по-царски жизнь из подручной алюминиевой чеплахи, оказывается самым чутким, сострадательным и справедливым Человечищем. И спасает абсолютно чужих ему людей - от лжи, инфаркта, лицемерного расчета и останавливает суицид. Что ж , это удел внутренне свободной личности - творить в насущные моменты добро как само собой разумеющееся, и не искать благодарности за это.
Вся динамика группового психотерапевтического процесса отражена в этом фильме:
1. запрос участника (дочери) на решение проблемы,
2. неэффективность предложенных ей способов,
3. нарастание эмоционального напряжения,
4. кризис группы (уперлись в тупик),
5. провокация со стороны нейтрального героя и выброс групповых эмоций (отреагирование негатива).
И опять гладь после шторма. Но семейный брег уже иной. Иллюзорного счастья нет - одни обломки эго, мусор от вчерашнего невроза.
Ну как режиссерам без сучка и задоринки удалось отразить психологическую динамику коллектива и грамотно организовать "лечение"? У меня было ощущение, что актеры проигрывают и решают свои собственные проблемы, так соответствовали им ролевые типажи. В этой связи эксперты-психологи могут смело им аплодировать, а зрители - внимательно смотреть этот превосходный фильм.
Как и принято при вовлеченном просмотре, зритель, отождествляясь с героями, проникаясь их чувствами, сам проходит двухчасовой сеанс групповой/семейной психотерапии. И выходит психологически преображенным, возможно, с пришедшим изнутри решением какой-то дотоле беспокоящей его проблемы.
Не откажите себе в пользе и удовольствии посмотреть этот достойный внимания фильм, тем более что это последняя значимая роль Евгения Евстигнеева. Себя от инфаркта миокарда он, увы, не защитил...