Изначально, военизированная организация «Айзсарги», в переводе с латышского буквально «Стражи», создавалась с целью поддержания порядка и борьбы с преступностью в Латвии после завершения на её территории гражданской войны, по итогу которой Латвия стала независимым государством.
Функции участников «Айзсаргов» состояли в оказании помощи полиции в поимке и ликвидации членов бандформирований, а также в патрулировании границ своего молодого государства. Действовали айзсарги преимущественно в сельской местности, там, где сил полиции и армии не хватало. То есть это были своего рода народные дружинники, готовые в случае возникновения внешней угрозы сформировать организованное ополчение.
Финансировало айзсаргов государство, но большая часть взносов в бюджет их организации поступала из и добровольных сборов и пожертвований от населения. «Айзсарги» являлось объединением военного толка, и хотя её бойцы не имели официальной формы, прохождение военной подготовки для них являлась обязательным. Вооружены айзсарги были в основном охотничьим оружием, а также тем, что уже не стала или не хотела использовать армия.
Количество айзсаргов превышало число военнослужащих, в их рядах состояло, по меньшей мере, 30 000 человек. По большей части это были бывшие солдаты и добровольцы, однако официально за ними присматривали около ста действующих кадровых офицеров. Стать айзсаргом мог только взрослый мужчина старше 21 года. Существовали также отдельные военно-добровольческие организации для женщин – «Айзсардзес» и для молодежи – «Яунсарги». Внутреннее деление состояло из батальонов, формирующих полки, коих насчитывалось девятнадцать.
Какое-то время после создания, организация являлась полностью аполитичной. Исповедуя идеологию исключительно военно-патриотической направленности, её участники, тем не менее, долгое время не проявляли политической активности. Однако, начиная с 1930-ого, «Айзсарги» начали поддерживать партию «Латышский крестьянский союз», члены которой, опираясь на айзсаргов, совершили военный переворот, получив тем самым полную власть в стране.
После этого «Айзсарги» были официально приравнены к силам полиции. Их полномочия значительно расширились, а деятельность приобрела политический характер, фактически сводившись к борьбе с оппозицией. Риторика лидеров айзсаргов приобрела антикоммунистический и антисоветский характер.
И всё же открыто против усиливающегося влияния СССР, айзсарги выступить не посмели. Ни появление военных советских баз на территории Латвии согласно договору, ни последующее включение Латвии в состав Советского Союза не встретили никакого военного сопротивления со стороны айзсаргов. Слова так и остались словами, а саму организацию коммунисты тут же распустили, обозвав при этом фашистской.
Видимо осознав, что открытое противостояние бесполезно, наиболее радикальные айзсарги ушли в подпольные военные формирования, такие как «Латышский Национальный Легион» и «Страж Отечества». Члены этих организаций были ориентированы на Германию, они искренне верили, что немцы помогут им восстановить суверенитет, и будут относиться к Латвии как к полноценному союзнику.
Вся последующая деятельность айзсаргов сводилась к подготовке почвы для немецкого вторжения. Они внедрялись в ряды коммунистических ячеек и армейских подразделений Латышского стрелкового корпуса, ведя агитационную деятельность в поддержку Германии и призывая к восстанию. Каково же в итоге было их разочарование, когда столь долгожданные ими нацисты, оккупировав Латвию, вместо признания «Айзсаргов», запретили их деятельность.
23 июня 1941-ого надеясь на помощь гитлеровских войск, и уповая на фюрера, бывшие айзсарги приняли участие в восстании в Риге, атаковав правительственные и военные объекты. Однако немцы не успели, а бунт был подавлен бойцами 5-ого мотострелкового полка НКВД в течение трёх дней.
Подвоя итог, можно сказать, что «Айзсарги» не оправдали военные цели их создания, так и оставшись вспомогательной милицией. Однако члены этой организации подготовили кадры и условия для ведения подрывной деятельности против установления советской власти в стране. Изначально считаясь подспорьем для армии Латвии и защитниками всего латышского народа, по факту они оказались исключительно на стороне Третьего Рейха, играя роль пятой колонны и способствуя удовлетворению амбиций нацистов.
Уважаемые читатели, если вам понравилась статья - ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал!
Не стесняйтесь делиться своим мнением в комментариях.
Спасибо за внимание!