Церковь и испанка: чему может научить американский «локаут» начала ХХ века?
Чернов Василий Владимирович — 1 апреля 2020 на сайте "Богослов" преподнёс прелюбопытнейшую информацию:
"Формальное закрытие храмов в странах Западной Европы и, возможно, в большей степени – меры религиозных лидеров США, Канады, России и ряда других стран по ограничению посещения богослужебных собраний в эти тяжелые дни шокировали многих людей. Однако над человечеством не впервые нависла опасность смертельного вируса. Столетие назад пандемия испанского гриппа унесла миллионы жизней по всему миру. Низкая по сравнению с современностью мобильность населения не помешала испанке проникнуть и в США. Какие же меры были предприняты властями и как реагировали на них жители одной из самых религиозных стран мира?
Вполне можно понять тех, кто увидел в происходящем начало серьезного мировоззренческого перестроения или даже апокалиптические знаки. Но несмотря на всю трагичность и экстраординарность происходящего, сегодняшние события не уникальны в истории. Нечто подобное уже имело место столетие назад, когда мир переживал пандемию испанского гриппа. За 1918-1920 годы испанкой переболела примерно треть населения нашей планеты. Статистика тогда велась хуже, чем сегодня, поэтому не представляется возможным точно подсчитать людские потери от пандемии. По разным оценкам, они составили от 0.7% до 5.3% населения Земли.
В начале ХХ века мобильность населения была несопоставимо ниже, чем в наши дни. Это, однако, не помешало болезни, собравшей страшный урожай в истощенной войной Европе, добраться до Американского континента. В США от испанки погибло 675 тысяч человек – это более 0,6% тогдашнего 105-миллионного населения страны. Пытаясь сдержать распространение болезни, американские власти предпринимали многое из того, что мы можем наблюдать по всему миру и сегодня. В частности, они ограничивали доступ в публичные места, к которым относились и церкви.
15 лет назад Центр истории медицины Мичиганского университета, США, начал работу над цифровой «Энциклопедией испанки». В рамках проекта были опубликованы тысячи документов, фотографий, книг и газетных статей того времени. Используя эти материалы, профессор истории Бетельского университета, шт. Миннесота, США, Крис Герц провел исследование того, как американские христиане реагировали на временное закрытие храмов из-за испанки.
Для Америки это было непростое время даже без учета эпидемии. Страна только что закончила крупнейшую в своей истории (на тот момент) войну, а в Конгрессе шли заключительные дебаты перед введением сухого закона. Несмотря на то что абсолютное большинство американцев той эпохи не представляли себе воскресного дня без посещения храма, «локауты» 1918-1920 годов проходили относительно спокойно. Конечно, документальные свидетельства начала ХХ века носят куда более опосредованный характер, нежели сейчас. Блогов тогда не было, а о чем говорили люди у себя дома, уже не узнать. И все же есть впечатление, что в те годы вынужденное закрытие тысяч церквей и синагог вызвало среди религиозных американцев меньше страстей, чем во многих современных обществах, где регулярно в богослужении участвуют лишь единицы процентов населения.
Однако нельзя сказать, что американцы отнеслись к «локауту» равнодушно. В Синсиннати, шт. Огайо, католический священник отказался прервать службу, даже когда в храм пришел полицейский чин с ордером. В Лос-Анджелесе, шт. Калифорния, закрытие храмов вызвало уличные протесты со стороны приверженцев «Христианской науки», некоторые из которых в итоге оказались за решеткой. Но и там, где обходилось без крайностей, церковное руководство открыто выражало свое недовольство. В Балтиморе, крупнейшем городе основанного поселенцами-католиками штата Мериленд, глава католической общины кардинал Джеймс Гиббонс выражал возмущение закрытием храмов в то время, когда бары, магазины и рыки продолжали работать. Он просил власти разрешить хотя бы краткие богослужения по утрам, объясняя это необходимостью не оставлять без духовной поддержки врачей (большинство из которых также были религиозны). В Александрии, шт. Луизиана, настоятель собора Епископальной церкви воскресным утром посетил местную школу, где застал учеников за спортивными упражнениями. Священник с долей сарказма заявил властям, что если они считают подобные собрания более безопасными, чем церковные службы, он готов помолиться со школьниками и преподавателями непосредственно в спортзале. В Детройте, шт. Мичиган, католический епископ Майкл Галлагер вместе с местными бизнесменами и владельцами кинотеатров призывал к ослаблению «локаута». Однако они не были услышаны, поскольку власти считали, что любые исключения обнулят эффект радикальных мер.
С другой стороны, многие церковные деятели спокойно восприняли временное закрытие храмов, предложив верующим иные формы служения Богу. В Буффало, шт. Нью-Йорк, Епископальная церковь проводила богослужения под открытым небом. Католики Вустера, шт. Массачусетс, в отсутствие богослужения решили усилить социальное служение, посещая больных и сирот. Если те были католиками, волонтеры беседовали с ними на духовные темы. Среди священнослужителей были и те, кто прямо поддерживал проводимые властями меры. Так, методистский пастор Джордж Стюарт из Бирмингема, шт. Алабама, писал в местной газете, что надо «не искушать Бога требованием чудес… Христианской вере во всемогущество Божие не противоречит то, что мы будем содержать в чистоте улицы и дома <...> и принимать необходимые вакцины и лекарства, соблюдая заповедь Божию относительно заботы о своей жизни и здоровье. Иное поведение было бы безрассудством и заблуждением».
Представленный в очерке Криса Герца американский опыт вековой давности сегодня может оказаться полезен священноначалию и простым верующим Русской Православной Церкви, светским властям России и соседних стран, а также обществу в целом.
Люди верующие призваны понять причины, стоящие за вводимыми для сдерживания инфекции ограничениями. Православная вера – не повод считать себя особенными и уклоняться от несения своей доли трудностей, которые не без промысла Божия сегодня выпали на долю всех людей. Именно это участие в общем долге любви имел в виду Святейший Патриарх Кирилл, со всей пастырской ответственностью призвавший православных верующих временно (и это важнейший аспект!) воздержаться от посещения храмов. Игнорировать патриаршее наставление – значит грешить против любви к другим людям, за каждого из которых претерпел крестную смерть Христос Спаситель. Православным людям важно также помнить, что, при всей важности церковного богослужения, существуют и другие формы духовной жизни – домашняя молитва, обильное чтение Священного Писания и святоотеческой литературы, богомыслие, – которым в безумном ритме современной жизни христианин часто не может уделить достаточно внимания.
Однако светская власть и общество должны понимать, что для миллионов людей возможность участвовать в церковном богослужении важнее, чем даже возможность совершать покупки или ездить на метро. Верующие готовы временно пожертвовать этой возможностью ради любви к окружающим людям, но надо четко осознавать, что это именно жертва. Ни в коем случае нельзя обесценивать ее, считая чем-то несущественным или малоценным по сравнению с чем бы то ни было. Ведь даже со светской точки зрения качество жизни не менее важно, чем сама жизнь. И для пожилых людей, спасти которых в основном и призван режим самоизоляции, церковное богослужение особенно часто служит главной поддержкой среди жизненных трудностей, наполняя их повседневность смыслом, радостью, красотой, общением.
Нынешняя пандемия подвергает испытанию не только здоровье заболевших, силы врачей и потенциал экономики. Она бросает вызов религиозным представлениям, человеческим отношениям, да и просто психическому здоровью каждого из нас. К счастью, многие говорят сегодня о необходимости более чутко относиться друг к другу. Но такое отношение невозможно без выхода за пределы собственных представлений и интересов, без того, чтобы не мерить окружающих своей меркой, а попытаться понять тревоги и страхи другого человека вместо того, чтобы игнорировать их, обесценивать, высмеивать. Жизнь уже никогда не будет прежней, ведь нам не дано обратить время вспять. Но мы все еще можем сделать немного лучше если не завтрашний мир, то хотя бы завтрашних себя.
Ссылка на информацию:
https://bogoslov.ru/article/6026634?fbclid=IwAR39D2mZ7qTOUds7CsBeY4MJ_ejIbA6f569MGZOdQJr2-gNguYnQVQIdC3o
Да, жизнь уже никогда не будет прежней...Какими мы все выйдем из самоизоляции и какие события будут происходить в течение этого месяца известны только одному Богу...
На наши плечи обрушились конкретные испытания, многие затаились на несколько дней, но после объявления самоизоляции на месяц "оживились" и несмотря на изменение в погоде, явно не для отдыха на природе с шашлыками, в пору лыжи или зонты доставать, взялись "за старое": потянулись в гости, предприняли попытки длительных прогулок с детьми, хотя детские площадки опечатаны.
Печалит, что в такое тяжёлое время мы находимся и на самоизоляции от церкви. В открытых Храмах было бы спокойнее и легче переносить испытания. Но наверное это даётся нам не зря, а чтобы глубоко задумались .Нет духовной поддержки причастием, а вот это и есть самое страшное, когда человек остаётся наедине с собой и пытается спастись в одиночку, опираясь на семью и домашнюю молитву.
Но таково решение Патриарха...
Спаси нас всех Бог!
Ещё совсем недавно я написала такие строки:
На злобу дня
Кто о чём, а я купила грунт,
Чтобы освежить цветочкам землю.
И почём не знаю лиха фунт,
Панику совсем я не приемлю.
В Храм сходила, с Богом примирясь,
Причастилась там на всякий случай.
С Благодатью жить,чтоб окрылясь,
А не с саранчой над гречей кучей.
И бумагой я не запаслась,
Окна мыла, пыль протёрла тоже.
Прогоняла страх, что лип, как мразь,
Чистота мне помыслов дороже.
Пылесосила, готовила обед,
Муж, врач участковый, на обходе.
Не вселял надежду интернет,
Да и раньше бред вещал он вроде.
Загрустила - некуда бежать,
Вирус, пандемия, так ли это?
Столько пережили, что жужать,
В чистых окнах стало много света.
Я и представить себе не могла, что причастие, полученное в начале марта окажется крайним...
Мне тогда даже в страшном сне не могло присниться, что Храмы закроют, что службу можно будет посмотреть только по телевизору или интернету, казалось, что церковь незыблема, а оказалось, что в этом мире всё хрупко...