Только пользуются ими не в России, а в Японии и Южной Корее
Дебют пандемии короновируса разделил системы здравоохранения развитых стран на две группы (см. таблицу ниже). Первая группа стран (прежде всего Южная Корея и Япония) смогла предотвратить массовое заражение населения, а их резервы стационарной помощи оказались достаточны, чтобы избежать апокалипсиса в больницах, добиться низкой летальности и не создать значимых помех для лечения остальных больных.
Важно учесть, что до пандемии здравоохранение всех этих стран считалось образцовым. Испания, Италия, Япония и Южная Корея занимают соответственно 3, 4, 5 и 7 места в мировом рейтинге эффективности рейтинга The Most Efficient Health Care агентства Bloomberg (2018). Почему такие разные результаты и что может сделать Россия?
Высокий риск инфекций в этих странах сформировал культ гигиены тела, регулярное протирание рук разовыми салфетками и использование масок там, где нельзя контролировать дистанцию между людьми. Напротив, в Италии и Испании (как и в других европейских странах и в США) санитарная настороженность населения низка, а традиционное общество сдано в архив истории. Отсюда обязательность рукопожатий, большое число прикосновений, короткая дистанция при общении – идеальные условия для заражения.
Однако гораздо более важными представляются различия в организации здравоохранения. Из-за высокого риска военных конфликтов, регулярных землетрясений, наводнений и других природных катастроф здравоохранение Японии и Южной Кореи похоже на мобилизационную советскую модель, созданную Николаем Семашко в условиях непрерывных войн и вспышек опасных болезней.
Ключевые характеристики этой модели – упор на стационарную помощь, централизация управления здравоохранением и активное участие полиции в санитарно-противоэпидемических мерах.
Напротив, европейские страны и США привыкли к миру на своей территории и давно не сталкивались с масштабными эпидемиями опасных инфекций. Поэтому здравоохранение этих стран утратило мобилизационную готовность. Его управление делегировано провинциям и муниципалитетам, стационары даже в «мирное» время работают с перегрузкой, а население неохотно подчиняется санитарным требованиям власти.