Стоит отметить, что ролевая модель имеет широкое применение. Например, Ричард Шварц разработал «Системную семейную терапию субличностей», которая с большим успехом применялась к пациентам с нарушением пищевого поведения. Его же идея по работе с субличностями была использована и для разработки эффективной модели самотерапии. С субличностями в психотерапии работал и Р. Ассаджиоли – психолог, психиатр, гуманист, основатель психосинтеза – теоретико-методологической концепции психотерапии и саморазвития человека.
Более того, известна и «Ролевая теория религии» профессора Я. Сундена, которая объясняет, что такое религиозные переживания, с точки зрения психологии.
Модель МРЛ весьма эффективна в области ролевого менеджмента. Применение модели МРЛ также эффективно как в терапии, так и в коучинге.
Идея о множестве ролей не нова. Профессор Александр Асмолов говорит, что человек может быть множественным. Ещё 100 лет назад идея о себе, как о множественном человеке, относилась к заболеванию расщепления личности (шизофрении). Одержимым человек становится тогда, когда одна из ролей начинает доминировать и Я-сущность поглощается этой ролью.
Большинство людей интуитивно легко воспринимают идею субличностей, так как легко могут вспомнить опыт, когда разрывались между противоположными желаниями, спорили с самими собой, испытывали внутренний конфликт или переживали сдвиг восприятия, когда спустя какое-то время смотрели на ситуацию совсем другими глазами.
Известный психиатр Роберто Ассаджиоли многими считается одним из первых западных мыслителей, обнаруживших множественность психики.
Юнг был на 13 лет старше, был знаком с Ассаджиоли и является наиболее известным сторонником идеи множественности. Многое из того, что Юнг знал о внутренних сущностях, было плодом его самоисследования.
И, наконец, Вирджиния Сатир окончательно подготовила путь к объединению системной теории с исследованием субличностей внутри психики. На сегодняшний день она считается единственным признанным семейным терапевтом, говорившим о частях в людях.
Демо-сессия Павла Пискарёва. Пример избавления от нарушения пищевого поведения
(зависимость от сладкого, шоколада)
Игра в перевоплощение.
1. Запрос: Почему тебе это важно? (ответ….)
2. Ответ – Зачем тебе это нужно?
3. Что это даст другим людям?
Кто ты? (в этом)
Экология: А есть внутри кто этому сопротивляется?
- … И когда ты перестанешь есть шоколад, то что это даст другим людям? Есть ли люди, которые получат от этого пользу?
- Конечно. Все мои проекты направлены на то, чтобы люди получали пользу. Если я этого не буду делать, соответственно, они меньше получат.
- Представь этих людей, конкретно.
- Да, есть конкретные люди…
- Свинка Пеппа стала другой, потому что она перестала есть шоколадки.
- Кем станет свинка Пеппа, когда перестанет есть шоколад?
- Она может стать героиней из мультика про кролика, жена его, например.
- Можешь ли представить себя этой героиней?
- Да.
- Она иногда ест шоколад?
- Скорее всего... Думаю, да, ест. Но она ест его так: съела кусочек и успокоилась. А свинка Пеппа, пока не съест весь шоколад вокруг, не успокоится. Вот в них разница.
- Я сейчас как бы сбиваюсь с того, что хотел сделать, но я должен закончить. А можем представить себе место, где может сесть этот персонаж, который перестал есть шоколад?
- Этому персонажу, скорее, хочется стоять, чем сидеть.
- А где он бы встал либо он стоит?
- Он к стене мог бы так красиво прислониться
- Я опять возвращаюсь. Кто ты?
- Джессика.
- Джессика, а как ты относишься к шоколаду?
- Это то, чем можно наслаждаться… не знаю… это как элемент наслаждения.
- Ты можешь совсем отказаться от шоколада?
- В принципе, да, могу.
- А кто ты будешь, если откажешься от шоколада?
- (С глубоким вздохом) Совсем прям отказаться? …Каким-нибудь космонавтом.
- Каким космонавтом?
- Который там, где-то в космосе.
- Русский космонавт?
- В принципе, лучше русский.
- Будешь космонавтом?
- Если не есть шоколад, то, наверное, да.
- Что даст другим людям, если ты перестанешь есть шоколад?
- Космонавты полезные вещи делают… что-то исследуют, опять же, они видят все сверху.
- А если бы он был здесь, этот космонавт, где бы он стоял или сидел?
- Мне кажется, он бы перемещался немножко по рингу где-то. Пришлось бы его ловить…
- Войди в это состояние, где космонавт. Как это в теле?
- Качает…
- Имя есть?
- У космонавта?
- Да. Как я могу к тебе обращаться?
- Человек Земли.
- Человек Земли, скажи, как ты относишься к шоколаду?
- Мне все равно, шоколад не шоколад…
- А если тебе сейчас предложить, если я бы дал тебе плитку шоколада?
- На самом деле, вот сейчас – всё. Плитка шоколада летала бы в небе.
- Как ты поступишь, когда увидишь летающую плитку шоколада?
- Поймаю и прицеплю куда-нибудь, чтобы не летала.
- Это оказалась плитка белого шоколада…
- Даже для свинки Пеппы он неинтересен… все равно.
- Если бы это была плитка бельгийского шоколада?
- Свинка Пеппа была бы рада!
- Но мне все равно. Это как любой летающий предмет, который не должен летать, его нужно просто куда-то закрепить и всё.
- Как ты ощущаешь это?
- Как какой-то пофигизм в хорошем смысле этого слова.
- И где это в теле?
- В теле это где-то здесь.
- Как ты это ощущаешь?
- Как некоторую тяжесть, но она не давящая, а просто. Как будто сверху что-то положили, просто место это чувствуется и всё.
- И какие она вызывает эмоции, приятные – неприятные?
- Спокойные. То есть это и не «вау!» и не отторжение, такое вот ощущение… ровность.
- Хорошо. Что ты можешь посоветовать Джессике? Она хотела перестать есть шоколад.
- Джессика может есть. Я не знаю, Джессике все можно.
- Ты можешь сейчас из невесомости воплотиться в Джессику?
(После паузы вздыхает) - Ну, хорошая идея.
- А если появляется шоколад? Что бы ты предпочла: фрукт или шоколад?
- Что-то вообще шоколада я как будто и не вижу.
- Можно тебя попросить вернуться туда, где есть шоколад? Скажи, пожалуйста, видишь ли ты Джессику?
- Да.
- Каковы ее ощущения? Ну, или иначе: можешь ли ты принять ее послание?
- Да.
- Как тебе это отзовется?
- Появилось тепло, вот здесь по горлу прям пошло. Нормально, то есть.
- А если представить плитку шоколада, какие реакции ощущаются?
- Жар усиливается вот здесь…
- Сейчас к тебе обращаюсь: ты что-нибудь получила?
- Мне интересно, появился этот эффект, что будто его не вижу, как будто изолирован от меня этот шоколад, и он не вызывает вообще никаких эмоций.
- Давай с тобой договоримся об одной штуке, мне интересно: хотя бы в течение недели, когда происходит встреча с шоколадом, вспомни, пожалуйста, то, что мы здесь делали.
- Хорошо. Спасибо.
Всё просто, на самом деле. Игровая ситуация, она нам нужна. С одной стороны, техника, она может быть полезна, с другой стороны – возможность поработать с технологией растождествления и отождествления.
Есть человек с запросом. Первое: кто этот запрос внутри делает? Первый кто? Есть кто сильнее и кто меньше, кто боится и т.д.
Что я не сделал? Очень быстро объявилась Пеппа, и я не успел их разнести даже. Теоретически я должен был спросить: кто ест этот шоколад? Но этот кто-то оказался на том же месте, поэтому я не стал ломать сессию.
Принципиально важно спросить: кто ест этот шоколад? Или кто зарабатывает эти деньги и кто тратит деньги, если запрос – «тратить меньше денег». А кто тратит деньги? Или запрос: «Перестать бояться ГИБДД» - «А кто боится ГИБДД?» Любой запрос может быть.
Кто следующий? Кто следующий? Кто следующий? Кто лучше других это делает или кто хуже других это делает? Смотря, куда вы идете. Если мы хотим что-то уменьшить, то: «Кто меньше боится? Кто меньше тратит?»
Космонавт вообще не тратит и не боится. И космонавт даже гравитации не боится. Если мы идем, когда надо что-то усилить: «А кто сильнее? А кто теперь еще сильнее?» Пока мы не уверены, что встретились с той субличностью, с той формой Я, которая легко справляется с задачей. Да, я больше не боюсь или это просто привязанность к шоколаду.
Как я верю клиенту, по каким признакам? По двум признакам: 1) вербально – что мне человек говорит, это его свидетельство и 2) визуально – понимаешь, что действительно он был спокоен. Джессика была несколько беспокойна.
Может случиться и в один шаг, потом можно сделать перепроверку. Третий шаг, который я не сделал, – спросить: есть кто-то внутри тебя, кто сопротивляется этому решению?
- Пока нет…
- Я позволил себе сделать такую технологию нормального коуча: в течение стольких-то дней давай держать связь. В практике коучинга и терапии это принято – еще какое-то время держать обратную связь.
С точки зрения продвижения своего бизнеса, посткоммуникация после встречи поддерживает доверие клиента своему коучи: «Меня не бросили после первой же сессии».
Павел Пискарёв