"То, что мы не оправдали ваши ожидания - это ваши проблемы"
Андрей Аршавин
То ли я не слишком внимательный, то ли игры эти действительно разные, то ли больше никто не заметил - история снова пошла по спирали. Весной 2020 года во все магазины, цифровые и не очень (но в основном в цифровые, привет, Covid-19!) поступили два шутера. Первый, Half-Life: Alyx, играет на поле пока ещё не совсем единогласно принятой геймерами виртуальной реальности и вроде как пытается двигать жанр дальше. Второй - Doom: Eternal, наоборот, очень хочет не быть бледной тенью своих предков и вообще весь из себя такой олдскул.
Ничего не напоминает, друзья мои? Да, в 2004 году Half-Life 2 и Doom 3 сошлись в битве слона и кита за сердца игроков. То был год шутеров, ибо помимо HL2 и D3 невесть откуда взялись Painkiller, Far Cry и The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay и окончательно превратили любителей стрелялок от первого лица в толстых, разъевшихся сметаной и довольных котов.
Painkiller пошел по проторенной, но всё же немного заросшей мхом дорожке "мясных" шутеров: много врагов, внушительный и остроумный арсенал, арены. Far Cry был на острие технического процесса а также предлагал отказаться от традиционных шутерных коридоров. Half-Life 2 заигрывал с физикой, обладал интересным сюжетом (дискуссии о том, какой город послужил прообразом City-17, ведутся до сих пор).
А что же Doom 3? Несмотря на авторство id software, тут нет толп врагов. Уровни - красивые, продуманные, но всё-таки коридоры. Ну а квадратные покерфейсовые головы в катсценах (и это на фоне великолепной лицевой анимации Half-Life 2) пугали не меньше внезапно появившегося сзади импа.
Естественно, весь мир разделился на два лагеря. Первые утверждали, что третья часть - еретик, и о таком "думе" нужно забыть, как о страшном сне. Почему во второй части мы отправляем легионы демонов обратно в Ад, а в третьей дуэль с одним импом может закончится плачевно? Вторые были более благосклонны и просто предлагали наслаждаться боевиком высшей пробы.
Да, именно так. Боевик высшей пробы. Такое словосочетание крутилось у меня в голове при переигрывании в Doom 3 сегодня, в 2020ом году. Ознакомившись с тонной шутеров от первого лица, можно и не заметить всех его "фишечек и приколюх", но, кстати, играбельности от этого игра не потеряет.
Doom 3 - это не просто игра и не обкатка технологии, как, например, Crysis. Здесь всё взаимосвязано и работает на то, чтобы мы, во-первых, насладились историей, и, во-вторых, банально наигрались.
В первом абзаце я упомянул противостояние "халфы" и "дума", но, как ни странно, игра от id software решила пойти по рельсам продукта от Valve. Действие разворачивается на марсианской базе по изучению технологий пришельцев, и в прологе мы в лучших традициях Гордона Фримена успеваем краем глаза увидеть обычный рабочий день сего предприятия. Естественно, что-то идёт не так, и вот толпа демонов начинает свое вторжение на комплекс.
Неожиданно, но игрок не предстает перед нами туроператором Смерти, выписывающим сотни путевок в санаторий "Ад". Наоборот, мы участвуем в одиночных стычках с редкими врагами, которые, правда, всё же больно кусаются. Ну а полем битвы естественно служат комнаты и коридоры того самого злополучного комплекса.
Так как на Марсе нет гидроэлектростанций, с электричеством, видимо, здесь проблемы. Иначе как объяснить обилие темных коридоров в игре? Хотя нет, объяснить это легко: Doom 3 - хоррор.
Пресловутые темные коридоры одним выстрелом убивают двух зайцев сразу. Первого зайца зовут Атмосфера, и вряд ли вы останетесь равнодушны к прогулкам по темной и холодной станции. Игра пугает! Второго зайца кличут Технологичность, и тут-то на сцене появляется он, Его Величество Фонарик. Игра света и тени - главная фича третьего "дума". Особенно это заметно по испорченной светопередачи в Doom 3: BFG Edition.
Темно? Подсветите! Правда, включив фонарик, вы не можете стрелять. Обнаружив в тёмном углу монстра, вы судорожно переключаетесь обратно на шотган, и начинаете что есть мочи палить в темноту. Вспышки дробовика помогают совсем не потерять ориентиры. Внезапно, то ли звук, то ли шорох, вы снова освещаете угол, на этот раз другой, как вдруг очередной зомби предстает пред вашими очами. Вздрагиваете. И снова тот же алгоритм, обратно на огнестрел, судорожная пальба.
Имп из коричневой трехпиксельной обезьяны превратился в грозного врага. Он прекрасно видит в темноте и довольно шустро скачет, используя свои длинные и мощные лапы. Ну а его фаерболы, освещающие комнату, заставляют подумать: "Черт возьми, вот эта тварь - настоящее исчадие Ада!". И это я описал лишь две стычки, обыгрывающие темноту в игре. А таких стычек тут сотни.
Безумно трудно пытаться придумать комплимент Doom 3, особенно в 2020 году: сюжет есть, но воображение не поражает; арсенал сильным разнообразием не отличается; ничего страшнее, чем тупые скримеры, id software не придумали; технологически игры ушли вперёд... Но тем не менее, игра умудряется неплохо балансировать на стыке страха и драйва, и не отпускает до финальных титров.