Найти в Дзене
Призрачная редакция

Леонид Утёсов — «мой родимый брат» или джазмен с мировым именем?

Оглавление

Леонид Утёсов был культовой фигурой советской сцены. Он снимался в кино, руководил оркестром и первым из артистов эстрады получил звание Народного артиста СССР. Но вот вопрос: распространялась ли популярность Утёсова за пределы Советского Союза?

Помните песню «Одесса зажигает огоньки», написанную Евгением Аграновичем и двинутую в широкие массы квартетом физфака МГУ под управлением Сергея Никитина? В ней «Утёсов Лёнька — мой родимый брат» оказывается в компании двух прославленных музыкантов, родившихся в Одессе. «Эмиль Елесь» и «Додик Ойстрах» сделали блестящие международные карьеры. А что же Утёсов? Он, конечно, не мог похвастаться выступлениями по всему миру, но за пределами СССР его знали и ценили. Неслучайно Google разместил на главной странице своего поисковика дудл, посвящённый его 125-летию.

Дудл, посвящённый 125-летию Леонида Утёсова
Дудл, посвящённый 125-летию Леонида Утёсова

Пионер

Леонид Утёсов не был первым руководителем джаз-бэнда в СССР (как ошибочно написано в некрологе The New York Times). Его легендарный оркестр «Tea-джаз» был основан только в конце 1920-х, а первый советский джазовый оркестр создал Валентин Парнах. Коллектив с труднопроизносимым названием «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха» начал свою деятельность ещё в 1922-м году.

Леонид Утёсов и его джаз-бэнд
Леонид Утёсов и его джаз-бэнд

Стоит заметить, что в 1920-е джаз находился в довольно противоречивом положении. Сначала принявшая его молодая советская власть вскоре начала «клевать» музыкантов. Одним из самым ярких и известных примеров критики можно считать статью Максима Горького «О музыке толстых». Очевидно, что в ней писатель выразил не только своё личное мнение, но и позицию, занятую властью по отношению к джазу.

Но, несмотря на идеологическую неуместность, «музыка толстых» продолжала пользоваться популярностью. А в 1932-м году ситуация снова изменилась — джаз был реабилитирован. Вот тут-то очень кстати пришёлся Леонид Утёсов со своим оркестром. 

«Золотой век» советского джаза

На Западе «золотой век» советского джаза ассоциируется прежде всего с двумя именами — Александра Цфасмана и Леонида Утёсова. В популярности последнего немаловажную роль сыграло кино. 

В 1935-м году в американский прокат вышел фильм «Весёлые ребята» (под названием Moscow Laughs). Газета The New York Times назвала картину «уникальной русской смесью синкопированной музыки и откровенного фарса».

Кадр из фильма «Весёлые ребята»
Кадр из фильма «Весёлые ребята»

Имя Утёсова периодически мелькало в американской прессе. Корреспондент The New York Times, присутствовавший на одном из концертов Утёсова в середине 1950-х годов в Центральном доме культуры железнодорожников, написал, что стиль его оркестра напоминает Фреда Уоринга и его «Пенсильванцев» (Фреда Уоринга называли «человеком, который научил Америку петь», а его ансамбль назывался Waring's Pennsylvanians).

Джаз вне политики

В конце 1950-х джазу снова пришлось побороться за своё место под солнцем. Леонид Утёсов опубликовал в газете «Советская культура» статью, в которой заявил, что «хороший джаз — это хорошее искусство, а не синоним империализма». Он утверждал, что музыканты импровизировали на одесских свадьбах задолго до того, как в Новом Орлеане возник Диксиленд.

Результатом этой борьбы стало настоящее чудо для советских любителей джаза — великому Бенни Гудмену было разрешено взять полный состав своего оркестра, приехать в СССР и отправиться в шестинедельный тур по стране. 

Леонид Утёсов был не просто джазменом или эстрадным певцом — он был большим артистом, любимцем широкой публики, если хотите — идеологом советского джаза. В марте 1982-го газета The New York Times опубликовала некролог Леониду Утёсову, а в марте 2020-го Google разместил на главной странице своего поисковика дудл, посвящённый его 125-летию. Из этого мы можем сделать вывод, что музыкант пользовался популярностью далеко за пределами СССР, и его творчество до сих пор актуально. Успехов!