Найти тему
#господинхороший

Прообраз Воланда жил в Таганроге?

Однажды весною, в час небывалого майского заката, в 1929 году в Таганрог, небольшой город на берегу Азовского моря, на Авиационный завод №31 прибывает некий молодой человек, в повадках которого и в изысканной одежде было что-то неуловимо не советское.

Это свою особенность он сохранить до конца жизни – обязательный шейный платок с булавкой, вещи, подобранные в тон.

Это было пока ещё его первое посещение нашего города. На заводе он участвует в подготовке самолета АНТ-4 «Страна Советов» к трансконтинентальному перелету Москва–Дальний Восток –Тихий океан–Нью-Йорк.

Серийный экземпляр ТБ-1 (АНТ-4) «Страна Советов» без вооружения для рекордного перелета Москва — Нью-Йорк.
Серийный экземпляр ТБ-1 (АНТ-4) «Страна Советов» без вооружения для рекордного перелета Москва — Нью-Йорк.

И вскоре, в августе того же года, самолет за 137 лётных часов преодолеет 21242 километров (из них 7950 над водой). Кстати, потом самолет будет учувствовать в спасении экипажа ледокола «Челюскин» и своим созданием положит начало отечественной военно-транспортной авиации.

А наш, пока неназванный, герой будет награжден легковым автомобилем М-1 и грамотой ВЦИК.

Теперь же перенесемся на 17 лет вперед, пропуская созданные нашим героем самолеты – «Сталь-6» с его мировым рекордом скорости в 420 км/час; арктический разведчик ДАР, который мог садиться на лед и воду; 12-местный пассажирский самолет «Сталь-7» с крылом «обратная чайка», и таинственный самолёт-невидимка, который буквально испарялся на глазах и многие другие, к сожалению не все реализованные, проекты.

В 1946 году уже немолодым, он вновь в Таганроге, но уже в статусе заключенного (с 1938 года по шарашкам как «враг народа»). Его назначают руководить ОКБ- 86 (особое конструкторское бюро) на авиационном заводе им. Димитрова. Со своими коллегами, такими же пленниками «шарашки», он создает первый в мире широкофюзеляжный самолет Т-117, дальнейшей судьбой которого займется уже в Киеве КБ под руководством О. Антонова, воплотив идеи таганрогской команды в АН-10, АН-12, АН-22.

«…углубленный в себя, сидел за кульманом и производил впечатление какой-то экзотической птицы в клетке. Выглядел конструктор не ухожено: потертое кожаное пальто, карманы оттопырены, полны надорванными пачками «Беломора». Но на шее – шелковая белая косынка, заколотая булавкой с прозрачным камушком…» – вспоминал позднее бывший чертежник Н.Желтухин.

В этом же ОКБ работала и таганрогская поэтесса Наталья Образцова:

«… огромный зал. Здесь был ангар когда-то.
Потом — рядами длинные столы,
Конструктор главный тихо проходил.
Берег слова. Он говорил немного.
В глазах прищуренных таились думы.
Нелегкий путь дошел до Таганрога.
Начало? Адриатика. Фиуме…
Прищур тех глаз спокойных, синих,
Зрачков бездонных глубина.
Таким остался дорог нам…»

После освобождения наш герой покидает Таганрог, чтобы вновь и вновь возвращаться к пленительному городу у моря. Здесь у него появится новая семья, сын, три внука. И он даже становится главным конструктором по гидроавиации ВКБ им. Бериева (которое теперь носит название ТНТК им. Бериева и выпускает гидросамолеты Бе-200).

Но мой рассказ всё же не об авиаконструкторе и его 60 проектах самолетов (из которых только 4 были построены, а в серию пошел лишь один), и о его роли в современном авио- и ракетостроении…

«Если бы не было ….., то не было бы спутника». С.П.Королёв

«Его идеи будут служить авиации всего мира еще десятки лет».

«Судьба …… позволит, когда она будет изучена, сформулировать некоторые важнейшие закономерности выявления и становления конструкторского талант" С..Ильюшин

«……..самый выдающийся человек в истории авиации… был и конструктором, и исследователем, и ученым, пристально вглядывающимся в глубины строения материи, в тайну пространства и времени. Энциклопедичность его знаний, широта его инженерного и научного кругозора позволяли ему постоянно выдвигать новые, оригинальные, чрезвычайно смелые технические предложения. Эти идеи намного опережали свое время, поэтому лишь часть из них воплощалась в металл, в самолеты…»

«Все проекты ….. в высшей степени оригинальны. Но нарочно к оригинальности он не стремился, она рождалась из его подхода к делу" О.К.Антонов.

"Он был из тех, кто ни на миг не терялся в неожиданно наступавших трудных обстоятельствах". А. Д. Алексеев, полярный летчик.

Еще в начале 40-х он разрабатывает реактивный самолет с предполагаемой скоростью полёта 2400 км/ч. «Этого не может быть, – заявили ему коллеги-конструкторы. – Без винта самолетов не бывает!».

В иллюстрированной энциклопедии самолетов ТАНТК им. Бериева можно прочитать: «Несмотря на очень большую загруженность основной работой и подготовкой спортивной флотской команды к 1-й Спратакиаде народов СССР по прыжкам в воду, …… находил время и для техники. Именно в это время он подготовил свои предложения о создании трех гидросамолетов и экспериментального истребителя, среди которых было предложение о создании морского ближнего разведчика».

До конца жизни он пытается воплотить концепцию «безаэродромных самолётов» и создает вертикально взлетающую амфибию — противолодочный экранолёт ВВА-14М-62.

ВВА-14М-62 (1972) — вертикально взлетающая амфибия — противолодочный экранолёт
ВВА-14М-62 (1972) — вертикально взлетающая амфибия — противолодочный экранолёт

Мой же рассказ хочется продолжить о человеке, которого считали ни много ни мало, а прообразом самого Воланда из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова.

 Роберт Бартини (1897-1974) и Михаил Булгаков (1891-1940)
Роберт Бартини (1897-1974) и Михаил Булгаков (1891-1940)

Они действительно были знакомы и однажды отдыхали в Крыму в Коктебеле у Максимилиана Волошина. У старшего научного сотрудника ЦАГИ В.Казневского хранился листок с записью Бартини: «Знакомство с Булгаковым. Роман о дьяволе».

И кто знает, что почерпнул Михаил Афанасьевич от своего иностранного знакомого в берете, с легким акцентом (впрочем, моментально исчезающем при необходимости), знающем семь языков, разбирающемся в архитектуре, живописи, музыке, физике, философии, космогонии и литературе. И это помимо авиации.

Наш герой предстает в этом времени и в этом пространстве под именем Роберто Орос ди Бартини, красного барона, или же Роберта Людвиговича Бартини, советского авиаконструктора. Как вам будет угодно.

Бартини в молодости
Бартини в молодости

Нет ни одного достоверного документального факта о его рождении, аристократическом происхождении, участие в создании Коммунистической партии Италии и её финансировании, работе на СССР за границей, о его учебе в политехническом институте в Милане, об участии в операции по задержанию Бориса Савинкова в Генуе.

Его биография от начала до конца выдумана, вернее сконструирована им самим.

«Каждые 10-15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы». – Роберт Л. Бартини

Все у него тайна и все загадка. Всё – придумано. Кроме его гениальности.

Словно он внедрен из другого времени и служит Прогрессором из Мира Полудня братьев Стругацких. Во втором томе «Энциклопедии непознанного» о нем прямо написано: пришелец, контролирующий техническое развитие человеческой цивилизации.

«Не понятое вами остерегайтесь называть несуществующим», — говорил Бартини. – Прошлое, настоящее и будущее – одно и то же. В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает после того, как мы прошли по ней, и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом».

Авиацию он считал ремеслом и не умел даже толком чертить или сделать расчет узла самолета. Он их словно придумывал… или вспоминал? А делом всей жизни считал создание шестимерной модели пространства-времени.

Нас окружает мир, в котором действуют не четыре измерения – длина, высота, ширина и время – а шесть. Бартини считал, что на каждое из трех измерений пространства влияют разные временные законы, и для длины имеется свое отдельное время, для ширины – свое и для высоты – свое.

-7

Статья «Соотношения между физическими величинами» Роберта Орос ди Бартини, опубликованная в 1965 году в журнале «Доклады Академии наук» (впервые он официально использует свое итальянское имя), вызвала в свое время жуткий научный скандал. В доказательство Бартини приводил рассчитанные им значения постоянной Планка, заряда электрона, его массы и так далее. Они с очень высокой точностью совпадали с тем, что было получено экспериментально. Спасло его от оргвыводов то, что за него вступились знавшие его академики – Бруно Понтекорво и Мстислав Келдыш.

Несколько необычностей Бартини:

– он совершенно не испытывал чувство голода и жажды, и потому ел по часам, в строго определенное время. Однажды упал в обморок из-за обезвоживания;

– особенно хорошо ладил с детьми. Его спокойный голос умиротворяюще воздействовал на них;

– мог спеть арию из оперы или процитировать по латыни Цицерона;

– с нарочито итальянским акцентом любил говорить: «Завирало» и «Гениало»;

– жил всегда один, отдельно от семьи. Работал под тихую музыку в затемнённой комнате – из-за болезни его зрачки не сужались и свет ему был противопоказан;

– в его квартире одна комната была окрашена в ярко-красный цвет – в ней он медитировал, а вторая расписана звездами и морем с островами – в ней он работал;

После смерти Бартини был обнаружен его автобиографический киносценарий на 300 машинописных страницах под названием «Цепь».

Пройдут века...
В серебряном тумане
Никто больше не помнит
даже имя мое.
Тогда я вернус
ь.

Похоронен Роберт Бартини на Введенском кладбище в Москве. На могильном камне надпись: «В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолеты летали быстрее черных».

«Отец вызывает у меня две ассоциации: Гудвин из «Волшебника изумрудного города», потому что каждый хотел его видеть не таким, каким он был в реальности и Иешуа из «Мастера и Маргариты», который говорил – «Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил». – так скажет об отце его сын Владимир Бартини.

Память о Бартини – в Таганроге есть улица его имени, в ТНТКК им. Бериева установлена памятная доска, а г. Жуковском бюст.

P.S. О судьбе Роберто Бартини существует книга Сергея и Ольги Бузиновских «Тайна Воланда», в которой смело доказывается, что он был прототипом Воланда, учителем Булгакова, Грина, Ефремова и даже Экзюпери, и реинкарнацией да Винчи, Сен-Жермена и т.д.