Найти тему
Красота & дичь

Кереметь - место где живут духи

Этим летом в Чувашию, к нам в гости, заезжал индеец-кечуа Саахра - музыкант, путешественник и, по моему мнению, эль брухо - колдун. Едва мы познакомились, по тому как Саахра относился к дождю, ночи, смыслу своего путешествия - стало ясно, что этому ребёнку Анд намного важнее было бы показать не архитектурные достопримечательности города Чебоксары и наши бары, а некое "место силы". Естественно, когда на следующий день мне предложили провести ему экскурсию, я пригласил Саахру в лес, чем вызвал некоторое беспокойство у местных знакомых.

Сам же гость, прикинув все риски путешествия в лес (или как я ему говорил "to taiga") с малознакомым человеком, согласился. И вот, уже по дороге я объяснял Саахре, что "Кереметь", с одной стороны, слово арабского происхождения, с другой - оно обозначает совершенно чуждое для Ислама явление. Раньше чуваши могли называть Кереметью три вещи:

  1. жертвоприношение, точнее, саму принесённую жертву;
  2. божество, скорее недоброе, которому эту жертву приносили;
  3. священное место, с деревом посреди, где обитало такое божество и проводился ритуал поклонения предкам.

Сегодня понятия смешались, смешались разного рода культуры: не только чуваши переняли некоторые славянские обычаи, но само по себе почитание места стало не столько духовной необходимостью, сколько данью уважения прошлому или даже модой.

Добравшись до места сквозь сосновую рощу, искупавшись в Волге и выпив местного напитка (Саахра отказывался пить, прежде не отдав часть его земле, лесу и небу - пролил немного жидкости под ноги, на ствол дерева и выплюнув в сторону горизонта), индеец понял, что именно я пытался ему объяснить. Говорил я на ломанном английском и суть путешествия, скорее всего, до этого момента казалась ему тайной. Тем не менее, взглянув на раскидистую сосну, увешанную лентами, он задал несколько уточняющих вопросов.

Я объяснил, что раньше Кереметь было особым местом, вынесенным за пределы селения, где поклонялись одному из главнейших богов чувашского языческого пантеона. Бог этот наводил на древних ужас, но не поклоняться ему было нельзя, ведь именно с помощью Керемети происходил контакт с умершими предками. Если кладбище считалось местом поминовения праха, то Кереметь служил для связи с духами. Любой предмет обладал там особым значением, как принесённый людьми (обычно такую зону обводили оградой), так и любая выросшая травинка считалась священной. Естественно, центральным объектом святилища было дерево. Таким деревом могло быть любое, кроме дуба (тот был "занят" другим божеством).

Думаю, пары ключевых слов на английском было вполне достаточно для понимания значения этого места, ведь находясь у Керемети ты сам всё ощущаешь. Я не говорю, что это некое "паранормальное" место, нет, но люди наносят свой отпечаток на любое место где находятся. И у заволжской Керемети этот отпечаток чувствовался очень хорошо. Древние чуваши не вешали лент на Кереметь, этот обычай пришёл уже под влиянием славян (и вообще он распространён по Европе), зато они ставили там стол, вешали на дерево череп и прочее. Но время и народные пристрастия сыграли свою роль и эстетика изменилась, а вот дух остался прежним: немного зловещее место, в котором чувствуешь свою целостность и привязанность к прошлому. Целостность в тот день я ощущал очень хорошо. Долгая дорога домой с интереснейшим собеседником по грязной обочине, небольшие приключения - сейчас всё это кристально чисто в памяти и наделено каким-то особым смыслом.

В заключении нужно сказать, что это рассказ об одной Керемети, но такой объект поклонения был, да и до сих пор присутствует почти в каждой чувашской деревне. Во времена активного строительства в Чувашии дорог (1930-ые годы) дорожники регулярно жаловались на то, что крестьяне не дают им срубать некоторые деревья и предлагают прокладывать пути в обход. Они грозились или предупреждали строителей о том, что в случае рубки священных деревьев тех неминуемо постигнет страшное несчастье. Конечно же, совершенно случайным образом чуть позже случились репрессии и Великая Отечественная. И всё же давайте беречь свои Керемети как близких и показывать их только понимающим всю важность такого посещения людям.

Кереметь в Моргаушском районе Чувашии, семейный архив.
Кереметь в Моргаушском районе Чувашии, семейный архив.