Найти тему
Полит-НН.Ру

Карантин: точки напряжения

Нижегородская область пережила первую неделю самоизоляции. Какие проблемы выявились за это время?

Самая болезненная – получение медицинской помощи. Оно теперь происходит вне поликлиник и, в общем-то, по принципу «отвяжись». Теперь все, что не совпадает с описанием симптомов коронавируса, автоматически ушло в разряд несущественного. «Ничего страшного. Просто ангина/грипп/пиелонефрит». Вообще-то без должного лечения такие заболевания чреваты серьезными последствиями вплоть до летального исхода. Но да – статистику по коронавирусу это не портит.

Можно было бы ожидать, что все силы брошены на борьбу с коронавирусом, и уж на этом-то направлении все идеально отстроено. Однако люди сообщают, что получают отказы в овет на свои просьбы обследоваться на наличие коронавируса. «У меня жена две недели назад вернулась из Москвы, у нас дома маленькие дети, я переживаю. Возьмите у меня пробы, пожалуйста». «Но она же не из-за рубежа! И у вас нет симптомов». Понятно, что это происходит не каждый раз. Понятно, что сейчас многие перестраховываются, что количество отрицательных тестов сильно превышает количество положительных. Понятно, что кто-то уже очень устал брать эти пробы. И все же у всех желающих должна быть возможность провериться и успокоиться.  

Следующая точка напряжения – торговля, а именно магазины и аптеки с их ассортиментом и ценами. Каждый магазин готов чем-то удивить: в одном астрономическая стоимость лимонов, в другом – сахара, в третьем – туалетной бумаги. Где-то совсем не найти спичек, где-то пропала гречки, где-то нет муки. Все это неплохо решалось бы путем сопоставления и компиляции, однако указ губернатора оставляет право на посещение только ближайшего к месту проживания магазина. Таким образом, для людей не предусматривается возможности отправиться за недостающими или слишком дорогими товарами в другой магазин. А количество денег у многих ограниченное, тем более, в нынешних экстраординарных условиях. То же самое с аптеками: идешь в ближайшую – масок там нет, борный спирт в пять раза дороже, чем до карантина. Как быть? Возникает твердая уверенность, что стоило бы отправиться в другую аптеку – уже не ближайшую.

Онлайн-заказы тоже не стали панацеей. Во-первых, помимо продуктов, надо оплатить еще и доставку либо сделать заказ на крупную сумму. При этом рассчитывать, что доставят сегодня же, не приходится: предлагают через три дня, через пять дней, через неделю... К такому количеству онлайн-заказов магазины оказались не готовы. А люди не готовы ждать: они хотят приготовить себе ужин сегодня, а не на следующей неделе. Рестораны доставляют свои блюда оперативнее – за полтора-два часа. Вот только это уже принципиально другая ценовая категория. Прямо скажем, процент нижегородцев, которые могут покупать себе еду в ресторанах, невелик.    

Домашнее времяпрепровождение – это тоже проблема. Что делать людям дома? Безусловно, есть те, кто сможет провести это время с пользой для себя, но есть и другие. В зоне риска точно оказываются люди, склонные к алкоголизму. По самым скромным подсчетам, это четверть взрослого населения, среди них и мужчины, и женщины. Новогодние каникулы каждый раз приносят всплеск смертей от алкогольных отравлений и преступлений на почве совместного распития спиртного. Сейчас речь идет не о неделе и не о десяти днях, а об ожидаемой месячной самоизоляции. Последствия неизбежны. Как защитить этих людей от самих себя? Наверное, никак: запрет на продажу алкоголя в магазинах приведет к переходу на потребление суррогатов, что только увеличит число летальных исходов.

Под ударом те, кто находится в тяжелом психическом состоянии. Отсутствие возможности бывать на солнце и свежем воздухе, вынужденная малоподвижность негативно скажутся на подверженных суицидальным мыслям и хроническим депрессиям. Весна и так является сезонным неблагоприятным фактором, но теперь на нее дополнительно накладываются страх заразиься коронавирусом, грядущие экономические сложности, связанные с обвалом рубля, вероятность потери работы или бизнеса. Хорошо, что в интернете можно найти телефоны доверия и специалистов, готовых предложить нуждающимся онлайн-консультации. И все же не все, кому бы они пригодились, ими воспользуются.

Наконец, формат контроля над соблюдением нижегородцами режима самоизоляции многие восприняли как грубейшее попрание базовых человеческих свобод и внедрение тотальной слежки. Тут не помогут заверения, что это буквально на несколько дней для нашей же безопасности. У России такой исторический анамнез, что в данном случае не удастся довериться и расслабиться. Население боится, что власти сдали его силовикам на произвол и растерзание. Опровергнут ли это представители силовых структур своим поведением?  

Итак, всего неделю спустя, можно констатировать, что точек напряжения хватает с избытком. Попытки отрегулировать то одно, то другое предпринимаются, пусть и не всегда успешно. Очевидно, что истинная цена, в которую региону обойдутся затяжные каникулы, станет ясна лишь после из завершения. Но уже сейчас понятно, что чисто символической она не будет.

Ольга Моисеева