Мультипликационный фильм-шедевр! Он крайне яркий и наглядный. Но не ждите от него веселья — это серьезный и драматичный почти-фильм. Выглядя как рисованный мультфильм, он, тем не менее, является фильмом по сути. Фильмом для взрослых, который за руку проводит нас по вехам развития мира музыки в Америке.
Мультипликационный фильм, как это водится у Р. Бакши снимался для взрослых, так что рейтинг 16+.
Автор — Ральф Бакши; для своего времени очень необычный человек, часто его считали странным, но новаторским человеком. Сняв мультфильм, по сути, для взрослой аудитории — "Властелина колец" (одну часть - на вторую денег не дали), он прославился, но его не все поняли. Мультфильмы — это для детей же, детям же смотреть несколько сложно и затянуто, взрослые прошли, в большинстве, мимо. По достоинству его оценили по работе "Огонь и Лед". Отличительная черта автора — работа с применением ротоскопии, когда живых актеров потом обрисовывали, отчего их персонажи обретали пластику и непередаваемый стиль, в антураже рисованных декораций. Как минимум, это была затратная, емкая и попросту двойная работа. Еще можно отметить его значимую работу как "Паралельный мир", с юным Брэдом Питом и не менее молодой Ким Бэсингер, напоминающий "Кто подставил кролика Роджера?"
Как мы видим, Ральф не изменил своим экспериментам с живыми и рисованным актерами. Единственная сложность, как признался сам Бакши — если пластика выглядит чудесно, фоны радуют, то мимику передать все-таки сложно, она выглядит запоздало, слегка неестественно. Это единственное, пожалуй, визуальное упущение.
Также Ральф не изменил себе в особых графических вставках - под панк они идут замечательно. Порой фоновые обыватели нарисованы в нарочито гротеском и карикатурном стиле - и это тоже стиль автора. Также обратите внимание на на заставки из титров. Вообще этот маэстро любит рисовать либо в карикатурном стиле, либо в реалистичном, совмещая всё это в своих картинах -это видно по "неандертальцам" и героям из его же "Огня и Льда".
Мне стиль повествования напомнил фильм "Форест Гамп". Тут так же, через призму жизни героев (а не одного, как в Гампе), показано развитие Поп-культуры Америки. Вот первые ростки — варьете, дансинги, выступления для армии Первой мировой. Вот "Сухой закон" и мафия 30-х, синкопа, джаз. Вот музыкант-солдат на Второй мировой войне, вот послевоенных период, суд над мафиозным синдикатом, новое поколение, новая музыка. Вот время войны во Вьетнаме (очень четко показано веяние тех лет: перемежаются карды войны, хиппи и нарочито кислотно-наркотические виды, символизирующие вещества), вот зарождение панк-рока ( жаль, что не показан металл и более поздние направления, но мультфильм успели снять до того, как они появились и развились).
Герои разные, имена вымышленные, но видно — они есть отражение какого-либо известного музыканта. Зачастую идет смешанный образ — например, последний исполнитель поет известную песню Элвиса Пресли и тут же использует электрогитару и играет на губной гармошке, аки Боб Диллан. Прибавите к этому, диковатый взгляд поверх темных очков, как у Сида Вишеса - собирательный образ, ага. Очень узнаваема Jefferson Airplane (кстати, в одном тупом переводе его подали как Самолёт Джефферсона, ха), да и мелькнувший Хендрикс. Вроде бы история одной семьи — с еврейскими конями: она перемешивается с итальянской, с польской, а потом с американской. Но на самом деле она олицетворяет, по сути, один из вариантов Американской мечты — приехать в Америку, и спустя несколько поколений, добиться признания, вырастить потомков, которые отдадут должное Америке их приютившей - своим трудом и талантом.
Вечная и задорная песня Боба Сегера Night Moves - её поют почти в конце, в студии звукозаписи. Забавно, но в сериале "Сверхъестественное" поминают эту мелодию, тем более что сами братья Ремингтоны… то есть Винчестеры, обладают как раз раритетом — Chevrolet семидесятых годов (Шеви). И строка «На заднем сиденье Шеви… » к месту. Душевно вышло, эта тема будет еще востребована, по крайней мере пока будут живы Шевроле.(+_+)
Самая короткая и трагичная судьба, пожалуй, у сына первого персонажа из семьи музыкантов (этот уже похож на Элвиса Пресли): пошел в армию отдать долг стране, играл для души, а на войне какая музыка? Вот так, музыка музыкой, а война войной. Печально. Ну хоть Danke сказали. А так-то у него тоже рядом автомат был. Не менее тяжело с хиппи-отцом последнего персонажа - тоже канул в лету. Тяжела судьба народных бардов.
И конечно же, вы услышите музыку — о ней идет повествование все время, да пожалуй и о людях её несущих. Много знакомого, не правда ли? Очень живая картинка, сейчас смотрится не хуже, чем тогда. Лишний повод изучить тему, тем кто поверхностно знает историю становления музыки Америки. Берите первоисточники и докапывайтесь — ибо Поп Америка, это, по сути Баллада, вольный пересказ, без точного местоположения и четких фиксированных личностей.
Ральф Бакши часто рисовал эльфов (например, Галадриэль и Леголаса в том же "Властелине колец"), что рыженькая исполнительница как раз смахивает на эльфийку, разве что острые уши закрыты волосами. И вообще, самая мощная сцена в Поп-Америке это именно выступление группы Jefferson Airplanes! Но и другие хороши, просто не так экспрессивны. А там прям волна поднимается - и понимаешь людей, заставших эту волну!
И еще, я очень ценю фильмы или мультфильмы, которые совпадают по дате с моим днем рождения,даже когда они вышли плюс\минус один год , то есть 1982 года, плюс-минус пару лет. Пока в этом правиле нет исключений — все, что было снято в эти годы, носит крайне необычный антураж и характер, и дико мне понравилось. Причем, при просмотре, я например, никогда не обращал внимания на дату выпуска, и только потом, копаясь в подробностях, находил, что мы с фильмом-то оказывается почти одногодки. Heavy Metal 1982, теперь вот Pop America 1981. Помните, что я говорил про вехи? Возможно, кто-то родившийся в 1992 году, найдет несколько своих фильмов-одногодок, которые станут его любимыми. Задумайтесь над этим и ищите, в 90-х тоже было много хороших вещей.
Дико правилось, так сказать, возвращение к истокам, когда последний из представителей еврейской семьи, приехавшей давным-давно в Америку, который уже американец, плюс масса кровей, слышит речитатив раввина, который читает себе молитву в уголке, и ловит мотив для своей песни. Очень ржачно: каждый в своём ритме живёт, а по сути, делает то, чему научен.
Если серьезно, так многие художники и музыканты написали кучу гениальных вещей. Кому-то дрель или стук молотка навеяли, кому-то на улице послышалось что-то, увидел вещь или предмет, которые его вдохновили. Так и бывает. А уж о простенькой мелодии или даже ноте, из которых потом вырастают многоступенчатые произведения — тут уж и говорить нечего. Так же и с писателями — всего одни образ, случайный человек, и готовы персонаж или событие для сюжета. У Стивена Кинга, например, "Лангольеры" зародились когда он через скрипучий мост шел - и где тут связь, не спрашивайте. Просто мысли и ассоциации возникли — и все. У меня тоже так бывает — увидел фрагмент или событие, и хочется о нем написать, а иногда изменить в лучшую сторону, переписать по-своему.
Пожалуй единственное нарекание вызовет то, что не все же, не все жанры были охвачены. Тут даже скорее не развитие музыки, а становление приезжих в Америку — музыка тут идет как выражение эпохи, и вех в истории страны и человека. Стоит и помнить, что мультфильм 80-х годов, так что ни рока, ни металла захватить не успел. Это было после. Пролетел мимо пласт негритянской музыки проистекающий от их народных песен, ритма барабанов: а ведь кроме джаза были еще много направлений — взять хотя бы Регги и Фанк.
Печально-задушевный, остро-патриотический, ярко-правдивый, яростно-новый экскурс в музыку, вот что такое "Поп-Америка", не пропустите, это шедевр, не кричащий о своей гениальности, а тихо и мирно поджидающий ценителя и знатока музыки.
Могу порекомендовать нечто похожее, ещё более взрослая вещь, правда скорее не о музыке (джамбо и джаз), а о людской судьбе — речь о выходцах с Кубы, а называется мультипликационный современный фильм "Чико и Рита" 2010 года. Рисовка там мне очень понравилась - любою такую со времен Borderlands, как комикс цветной, чуть упрощенно местами, с линиями и фонами. Что же достойная вещь, чуть попроще, но все же. И как раз посвящена пусть и не всему, но довольно историческому пласту музыки братьев с Кубы. Хорошо, когда зрительное сливается со слуховым, музыкальным - это рождает гармонию.
Может кого-то этот мультфильм разочарует неполной передачей всех видов американской музыки (напомню, что он был снят в далёком1981-ом году) но тех, кто застал хотя бы поздние её проявления, 60-70-х, будут в восторге!