Ил-14 ‒ последний самолёт советской эпохи поршневой авиации. Именно поэтому он вобрал в себя всё лучшее, что было придумано на тот момент авиаконструкторами. Самолёт массовый, простой, удобный, надёжный и безопасный. Некоторые решения, внедрённые на нём, перекочевали в газотурбинного первенца ОКБ С.В. Ильюшина ‒ самолёт Ил-18 (1957 года).
Вот поэтому я и назвал Ил-14 поршневым совершенством. Не согласны? Напишите в комментариях своё мнение!
А пока давайте посмотрим на яркого представителя типа — военно-транспортный самолёт Ил-14Т, который хранится в авиационном музее «Авиапарк» в Будапеште, Венгрия.
Это самый первый экспонат музея, передан ещё 23 февраля 1989 года. День передачи был выбран не случайно: самолёт служил в ВВС советской Южной группы войск, расквартированной в Венгрии после подавления восстания 1956 года.
На этом фото самолёт красят в ливрею, традиционную для венгерских Ил-14. На хвосте ещё виден «армейский» номер 04.
Кстати, красили самолёт энтузиасты, собравшиеся на одном из форумов (прямо как волонтёры музея ВВС в Монино). Им же в 2011 году удалось довести самолёт до работоспособного состояния. Впоследствии волонтёрская группа превратилась в Венгерскую ассоциацию спасения истории авиации.
Сердце самолёта ‒ два двухрядных двигателя внутреннего сгорания АШ-82 с воздушным охлаждением.
Зайдя внутрь, невозможно не поразиться аскетичности салона-грузоотсека. Из удобств тут только откидные сидушки.
Детали грузовой кабины. Это ‒ один из немногочисленных здесь светильников.
А это ‒ аварийный выход.
Подняв половицу, можно увидеть тяги.
В хвосте кроме обычной двери имеется двухстворчатая грузовая дверь с «калиткой» ‒ это признак транспортной модификации.
Также в хвосте находится туалет, даже с кармашком для бумаги.
В передней части лежат мешки с песком для балластирования ‒ пустой самолёт склонен к опрокидыванию на хвост.
Дальше по дороге в кабину есть два маленьких отсека. В левом ‒ этажерка с оборудованием.
В правом ‒ разные баки и баллоны.
Дальше находятся рабочие места экипажа. Слева - место штурмана с небольшой панелью навигационного и радио-оборудования. Колонка Самсунг добавлена позже :)
Также у штурмана для наблюдения за окружающим пространством имелись блистер и астрокупол. Первый сбоку, другой ‒ сверху.
С противоположного борта ‒ рабочее место бортрадиста. Тут уже всё солидно. Радиостанции, ключи, панели АЗС и многое другое.
И вот такой забавный старинный микрофон.
Пройдём теперь к кабине лётчиков.
Кроме двух лётчиков, здесь же располагалось рабочее место бортинженера.
Штурвал, приборная панель, и педальная группа командира корабля.
Средняя и верхняя приборные панели.
Средний пульт. Некоторые рукоятки отсюда без изменений перекочевали на соответствующий пульт Ил-18.
Рукоятки управления двигателями ‒ РУДы.
В углу кабины примотана скотчем современная ультрафиолетовая лампа. Зачем она здесь?
А вот зачем. В ночное время, чтобы не слепить лётчиков, подсветка приборной доски осуществлялась ультрафиолетовыми лампами, а на приборы и панели был нанесён специальный состав, флуоресцирующий в свете этих невидимых лучей. УФ свечение не оказывало такого сильного воздействия на здоровье экипажа, как радиоактивная краска в самолётах предыдущего поколения.