После того как мы с вами ознакомились с самым крупным капониром обороны горжевого вала Бобруйской крепости, находящимся в ее северо-восточной части, продолжим весеннюю экскурсию и выйдем в левый полубастион горжевого вала, чтобы окончательно разобраться с еще одним, то появляющимся на исторических планах планах, то исчезающим, оборонительным сооружением. А попутно осмотрим два пороховых погреба.
Первый пороховой погреб можно рассмотреть с интересного ракурса забравшись на верх капонира горжевого вала. Интересно, что за последние десять лет наполовину содранная крыша погреба еще больше обветшала, но появились решетки в местах проникновения вовнутрь сооружения.
У меня нет точных данных о дате постройки этого сооружения. Не исключено, что погреб возведен еще до осады 1812 года. Аналогичные по конструкции пороховые погреба были построены в Брестской крепости в самый ранний период ее существования. И некоторые из них сохранились без изменений до наших дней, например, в Тереспольском укреплении. А с одним, утраченным в годы последней войны, произошел курьезный случай. По глупости ряда брестских чиновников, доброхотов и начальника Полевого комитета Беларуского института истории НАН В.Ф.Лысенко в сентябре 2013 года были организованы его экскаваторные раскопки в качестве Берестейского замка. Народонаселению был явлен бутовый фундамент подпорной стенки с кирпичной кладкой поверху. И не смотря на размер и типичные клейма брестского крепостного строительства эти кирпичи были выданы за средневековые. Потом историю замяли. Но Гугел помнит все.
Несмотря на незначительные перестройки входов/выходов планировка погреба читается легко. С обращенного во внутреннюю часть крепости торца виден заложенный входной проем. В центре помещение для хранения пороха. По периметру идут вентиляционные галереи, с окнами-бойницами наружу. Они же и выполняли функции световых галерей.
А теперь идем к потерянному капониру горжевого вала. Он северный из двух под номером 20. Мы по прежнему используем план Бобруйской крепости на 1818 год из книги В. Яковлева "Эволюция долговременной фортификации". В.Тадра в своей статье "Анатомия Бобруйской крепости", опираясь на статью В. Яковлева, сделал экспликацию к этому плану, соориентировав его по сторонам горизонта.
На плане 1825 года мы видим уже только один крупный капонир под номером 24 из экспликации, расположенный между двумя малыми. Нас интересует разное количество капониров в горжевом вале. По версии В.Тадры большой капонир пришел на смену двум малым.
И в дополнение еще обратим внимание на художественную схему из Бобруйского краеведческого музея, где и большой капонир и один из малых сведены в одну систему обороны. Но второй, малый отсутствует и я кажется знаю по какой причине.
А теперь бинго, вот вам северный малый капонир с музейной схемы в виде неприметного холмика на газоне. Вал здесь срыт в послевоенное время, как и почти по всему периметру крепости. На дальнем плане второй пороховой погреб левого полубастиона. туда мы отправимся чуть позже.
Выбираемся и обдумаем увиденное. Как мне представляется, изначально в оборонительной системе было два малых капонира, которые видны на схеме Яковлева. То что как минимум один из них был. не вызывает сомнения, т.к. мы нашли его остатки. После 1825 года, при реконструкции крепости, малые капониры заменил один большой двухэтажный с большим количеством артиллерии. Позволяющий держать под огнем весь северный участок горжевого вала. А малые капониры скорее всего разобрали за ненадобностью при перепланировке вала. Возможно, они были еще и сильно повреждены во время осады 1812 года. Может быть когда-то по ним всплывут документы.
Осмотрим еще один объект левофлангового полубастиона горжевого вала. Это опять пороховой погреб, идентичный по конструкции уже осмотренному, но отличающийся оформлением фасадов. расположен он рядом с остатками нашего капонира.
Пока все. Продолжение следует.
Полная версия поста завтра в моем блоге starcom68
Понравилось? Тащите ссылку к себе и подписывайтесь на мой канал в Дзен