А знаете, почему в России не так много фактов заражения коронавирусом и смертей от него? Потому что нет современных центров диагностики, а потому не всех успевают осмотреть, и если кто-то умер с осложнением от пневмонии, то и так запишут: от пневмонии? Может быть? Но есть и другие закономерности. Мы знаем, что коронавирус быстрее цепляет людей старшего возраста, что именно люди после 65 лет чаще и погибают, что covid-2019 косит больше мужчин, чем женщин. А теперь задумайтесь: как много в России людей мужского пола старше 65-70 лет? Понятно, что не все старики дождались прихода нового вируса. Вот вам и статистика.
Но и за пределами России, казалось бы, не видно поводов для истерии и паники. В Китае, с которого началось шествие коронавируса, в стране, в которой, в отличии от нас, изначально и не подозревали, что надо защищаться, предпринимать меры и прочее такое, в стране, где проживает около 1,4 миллиарда человек, на сегодня умерших знаете сколько? 3326 человек. И как мы знаем, это в основном те, кто получил осложнения на ранее имевшиеся тяжелые заболевания.
А теперь другая цифра: ежегодно в Китае в среднем от гриппа умирает около 88 тыс. человек. И что-то я не слышал ни о каком карантине и массовом психозе.
Конечно, некорректно сравнивать новый тип коронавируса и грипп: против последнего человечество долгие десятилетия использует эффективные и безопасные вакцины. Но даже несмотря на это, по оценкам ВОЗ, каждый год 3-5 миллионов случаев этой тяжелой болезни и респираторных заболеваний уносят 290000 – 650000 жизней по всему миру. На сегодня в мире погибло от covid-2019 порядка 55 тысяч человек.
Кто-то возразит, мол, еще не вечер, пандемия не закончилась, и рано подводить итоги. Возможно. Но и процент смертности от числа заболевших у коронавируса не самый страшный – 4,3. У Эбола-1976, к примеру, это показатель равен 40,4, то есть практически каждый второй заразившийся погибал, у вируса H1N1 – 52,8.
Из открытых источников известно, что буквально за один месяц 2016 года (речь о январе) эпидемия гриппа в России зацепила около 3 млн человек. Число госпитализированных тогда составило 47 тысяч человек. Минздрав РФ докладывал о не менее 663 случаев гриппозной инфекции с летальными исходами (умерли, то есть).
Есть другие интересные данные, теперь уже о пандемии так называемого «свиного гриппа». Вирус впервые появился в США в 2009 г. и быстро распространился по всему миру. По информации CDC (Центры по контролю и профилактике заболеваний США), с 12 апреля 2009 г. по 10 апреля 2010 г. в этой стране было 60,8 миллиона случаев заболевания, 274304 – госпитализации и 12469 – смертей, вызванных именно вирусом H1N1. По всему миру число его жертв могло достигать 575400 человек. Сегодня, еще раз подчеркну, в мире погибших от коронавируса 55132 человека.
Если бы эта истерия развивалась только в нашей стране, я бы стал искать причины во внутреполитических мотивах, но тут масштабы иные.
Все указывает на то, что Китай продемонстрировал тест на управляемость социумом, обществом в определенных ситуациях. Где бы и при каких условиях ни родился вирус, повод был использован на отлично.
А другие страны или повелись на этот китайский эксперимент, либо тоже решили подключиться под шумок и опробовать свои качества управленцев миром в сложившейся ситуации.
И все бы ничего, если бы эксперимент не затянулся и не втянул в себя многих неподготовленных. Что для нас лучше – прошедшая бы без шума и страха эпидемия, которая, разумеется, унесла жизни, но и закалила нас иммунитетом на будущее (а вирус все равно вернётся, он теперь будет жить рядом всегда), или разоренные предприятия, возможно, загубленные судьбы, безработица, нищета, суициды на этом фоне – кто скажет определенно?
Поддержка бизнесу с отсрочкой, понятное дело, не помощь. Да и перепадет она тоже не всем, надо догадываться. Бизнес у нас понятие широкое, и под это определение попадают многие, в том числе и работающие сегодня вовсю сетевые магазины и гипермаркеты, банки, которые что-то не спешат с отсрочками требований по кредитам. И так далее. Тот, кто ближе к кормушке, он у ней и остался, и он с неё и будет кормиться далее.
Пандемию отменят со временем. Но мир будет другой, он успеет быть поделённым между кем-то, кто сумеет скупить все и вся по сходной цене. Будет другой и наша страна, в которой доверие к властям уже едва ли будет прежним.