Финансовая турбулентность, вызванная пандемией коронавируса, оживляет печальные воспоминания о финансовом кризисе 2008 года. Внешние признаки падения цен на активы и ужесточения условий кредитования схожи, но существуют важные различия. Эти различия имеют значение, поскольку ответ теперь должен выйти за рамки более раннего playbook.
Интервенции Центрального банка для подавления кризиса должны охватить физических и юридических лиц, которые в конечном счете пострадали. Последняя миля этого канала еще не пройдена, и ее необходимо срочно перекрыть.
Одним из ключевых различий между нынешним кризисом и 2008 годом является набор задействованных игроков. Это событие было глобальным банковским кризисом, в центре которого находились чрезмерно обеспеченные кредиторы. Центральные банки имели прямые рычаги для борьбы с банковским стрессом, предоставляя финансирование проблемным банкам или приобретая активы.
На этот раз формальный банковский сектор является меньшей частью финансовой системы, в то время как рыночное финансирование стало более важным. Возросла доля институциональных инвесторов и рыночных посредников, и предприятия реального сектора экономики стали в большей степени полагаться на них. Это одна из причин, почему напряжение на этот раз проявляется на финансовых рынках, таких как коммерческие бумаги и рынок корпоративных облигаций.
Крупные и малые предприятия нуждаются в оборотном капитале, особенно когда они являются частью цепочки поставок. Краткосрочные активы компании, такие как дебиторская задолженность - денежные средства, причитающиеся другим предприятиям в производственной цепочке - составляют существенную часть от общего объема активов. Эта дебиторская задолженность сопоставляется с кредиторской задолженностью на стороне пассивов баланса. Блокирующая цепочка дебиторской и кредиторской задолженности является тем клеем, который удерживает предприятия вместе в экономике, не говоря уже о глобальных цепочках поставок. И предприятия все чаще обращаются к рыночному финансированию оборотных средств, а также в долларах США для глобальных цепочек добавленной стоимости.
Нынешние надзорные инструменты были разработаны для того, чтобы удержать банки от чрезмерного саморасширения. Прямо сейчас у нас есть обратная проблема: банки не заполняют пустоту, оставшуюся после отступления рыночных финансов. Чтобы дать жизнеспособным предприятиям спасательный круг, чтобы они могли преодолеть экономическую внезапную остановку, вызванную Covid-19, необходимо решение, чтобы завершить последнюю милю от потенциальных кредиторов до тех фирм, которые находятся на краю пропасти.
Банки должны быть частью решения, а не частью проблемы. Теперь настало время использовать накопленные балансовые буферы, которые были построены в то время, когда светило солнце. Для дальнейшего наращивания кредитного потенциала нам необходимо глобальное замораживание дивидендов банков и выкупа акций.
Однако этого первого шага может быть недостаточно, так как кредиторы тянут свои рога и отступают от принятия риска. Вот почему необходимо сделать второй шаг по привлечению банков к кредитованию, используя финансирование Центрального банка для схем кредитования. Для обеспечения того, чтобы экономические риски не перекладывались на банки или центральный банк, необходимо обеспечить распределение рисков между правительствами через системы гарантий.
Один из способов сделать это-предоставить каждой небольшой и средней компании гарантированный государством кредит, равный сумме налогов, которые она заплатила в прошлом году. Эти" отсроченные налоговые займы " могут предоставляться банками при простом доказательстве уплаты налогов в прошлом году, а затем рефинансироваться в секьюритизированной форме через механизм Центрального банка.
Потери придется нести правительству - казначейства должны вмешаться. Да, там будут ошибки. Но только МСП, которые были прибыльными в прошлом году, будут иметь право на получение государственного кредита, ограничивая возможности для мошенничества или манипулирования. Административное управление также будет относительно простым, поскольку налоговый орган сможет это проверить.
Мы также должны предотвратить отклеивание клея, который связывает глобальные цепочки поставок. Это означает принятие этих принципов глобально. Объявленные центральными банками долларовые своп-линии являются крайне важными. Но, как и во внутреннем контексте, каждый Центральный банк должен направлять свою долларовую ликвидность на предотвращение распада глобальных цепочек поставок.
Конкретно, гарантированные правительством кредиты банков для финансирования дебиторской задолженности также могут быть секьюритизированы и финансироваться Центральным банком. "Запомните последнюю милю" - это девиз, который применяется во всем мире, а не только в отечественной экономике.
Кризис рыночного финансирования нуждается в рыночных решениях. Для того чтобы ликвидность Центрального банка достигла самых дальних уголков финансовой системы, она должна быть непосредственно ориентирована на физических и юридических лиц, которые в ней больше всего нуждаются. В противном случае действия Центрального банка могут просто давить на струну. Playbook 2008 года имеет некоторые из необходимых инструментов, таких как коммерческий бумажный объект, но этого недостаточно. Решение Федеральной Резервной Системы США о выходе на рынок корпоративных облигаций является смелым шагом в правильном направлении. Но все еще может потребоваться больше, чтобы построить последнюю милю к малым предприятиям в конце линии.