Много лет назад советские люди устали от беспощадной цензуры, которая диктовала им - что читать и что слушать. Устали от навязанности вкуса и выбора.
А когда запрещают - сильнее хочется.
Казалось, что за отполированными и отфильтрованными песнями Шаляпина и Утесова, Зыкиной и Толкуновой от них скрывали нечто по-настоящему яркое и востребованное.
Потом ситуация изменилась.
И артисты стали плодиться на сцене, как кролики на ферме. Сначала они заполнили все пустующие ниши, а потом дефицит сменился профицитом. Машину под названием шоу-бизнес было не остановить. Она, как горшочек из сказки братьев Гримм, который все варил и варил кашу, даже в тот момент, когда горожане уже объелись ею.
Это уже не песни, а штамповка.
А когда народное творчество пробралось еще и в интернет, я стала мечтать о цензуре. Чтобы корявые и бессмысленные тексты песен никогда не смогли добраться до наших ушей.
Я уже привыкла к примитивным строчкам, которые пишутся на коленке. Но меня сильно возмущает, когда молодые люди легко поют об ужасных и постыдных вещах, как об обыденности.
О вредных привычках
Вот, к примеру, текст песни Lovelydiller "Не звони мне пьяной"
Не звони мне пьяной…
Ведь у тебя новый парень.
Не звони мне пьяной…
Ведь со мной сейчас другая.
И не могу не вспомнить еще одного певца - Александра Ревву с его "Алкоголичкой".
Надо понимать, что все то, что музыканты несут в массы, откладывается в головах, как стиль жизни.
Нельзя скатываться в деградацию. Пьянство - это не романтично, а отвратительно. Это проблемы в перспективе жизни, как в плане работы и самореализации, так и в плане репродукции.
А вот еще один аналогичный пример, песня Леонида Руденко и Маши Вебер "Люблю, как умею":
Прости, но ты меня отпустил,
Замри, и на часах без пяти.
Ты в хлам и мне не хватает сил
Чтобы тебя спасти, тебя спасти.
Может, я весьма прагматичная и циничная тетка, но я бы ни за что не стала спасать парнишку, который "в хлам". Зачем мне испорченные гены? Проще найти другого, чем этого излечить от зависимости.
И уж тем более смешно, что песню эту поют не подростки, которые на зло бабушке уши отмораживают, а тети и дяди за 30.
О личной жизни
У современной молодой певицы Мари Краймбрери есть песня "Она тебе не идет", в которой она обращается к молодому человеку, который предпочел ей жену. Девушка поет:
А она тебе не идет совсем
Ни по цвету волос, ни по смеху
А зачем ты с ней, объясни зачем?
Она круче в голове или сверху?
Когда до меня долетела последняя строчка, мне показалось, что я ослышалась. Что значит, сверху? Неужели в том самом смысле?
О, Боже! Я готова слушать песни о чувствах, о нахлынувших эмоциях и печали, но избавьте меня, дорогие артисты, от подробностей вашей личной жизни. Петь нужно о высоком, а не о низменном.
Вот поэтому поэзия Есенина и Пушкина так популярна в последнее время. Хочется оттереть душу от этих липких и неприятных рифм, наполнить ее светом и теплом.
О культуре речи
Я как то жаловалась в статьях на текст песни Life популярной певицы Zivert, в которой она пела "последний шанс на тапку в пол".
А теперь до моих ушей долетел еще один ее текст, который больше похож на набор слов:
"Хочу еще"
От жажды невыносимо. Интерес лишь спортивный
Я за тобою как в фильмах. Мне без тебя вилы
Твой вкус, мой ток, дым в потолок
Еще хочу...
Меня, действительно, корежит изнутри фраза "мне без тебя вилы". Я почему-то вспоминаю старую книжку Ершова Конек-горбунок с нарисованными вилами, которыми братья собирали сено в стог.
Умом я понимаю смысл этой строчки, но как по мне, петь так - некрасиво и грубо.
И душа моя скучает по красивым метафорам...