Раз уж мы все сидим дома, давайте найдем для себя занятие поинтереснее :)
На прошлой неделе, 24-го марта, гостем передачи "Вечерний Ургант" стала Галина Юзефович - замечательный литературный критик, на рекомендации которого ориентируется огромная часть российской читательской аудитории.
Ниже - ссылка на фрагмент передачи, очень рекомендую посмотреть всем, кто видел и кто не видел.
А речь зашла о детективах, и Галина Юзефович дала им прекрасную и исчерпывающую характеристику:
Детектив - это самая терапевтическая литература, которая есть на свете. А ещё ты точно знаешь, что в конце добро победит зло. То есть ты знаешь, что вот сейчас может быть всё, что угодно, но в конце Эркюль Пуаро всех соберет в гостиной возле камина...
А я вспомнил об одном из своих любимых детективов - о романе "Голос ночной птицы" (Speaks the Nightbird) Роберта Маккаммона, и хочу немножко рассказать о нем.
Роберт Рик Маккаммон - американский писатель, появившийся на свет в 1952 году штате Алабама. Он замечательный стилист и не менее прекрасный автор детективов. Роман "Голос ночной птицы" открывает цикл "Мэтью Корбетт" - так зовут главного героя, молодого и на редкость проницательного клерка-сыщика.
Увесистый том я проглотил в считанные дни - при том, что читаю не очень быстро. "Голос ночной птицы" для меня - клад, открытие, шедевр, подарок, находка и еще много замечательных слов. Это безусловно одна из лучших книг, прочитанных мной за последние несколько лет.
А теперь попробую умерить эмоции и внятно объяснить, что именно мне понравилось.
1) Время и место действия, или Маккаммон-этнограф
Действие происходит в Америке в 1699 году - интереснейший период американской истории. Еще не появились на свет США - до принятия Декларации независимости оставалось почти целое столетие; еще не были окончательно урегулированы противоречия между испанскими, английскими и другими европейскими переселенцами; еще не освоили значительную часть территории страны; еще не загнали в резервации индейцев и прочая, и прочая, и прочая... То есть еще до того, как книга была открыта, один мощный стимул для ее прочтения уже имел место :)
Впрочем, "Голос ночной птицы" - по большому счету не исторический роман. Маккаммон помещает описываемые события в исторический контекст, но история как таковая является не сутью романа, а его фоном. Зато в гораздо большей степени представлена двоюродная сестра истории - этнография. Автор подробно и со знанием дела описывает всевозможные бытовые реалии той эпохи: транспортные средства, предметы быта, кухонную утварь, разнообразные инструменты, еду и напитки, оружие, книги - одним словом, всё. И это весьма интересно само по себе, даже безотносительно к прочим достоинствам произведения.
Не меньший интерес представляют собой и встречающиеся в романе отдельные нюансы поведения. У людей нашего времени, мягко говоря, вызвал бы немалое удивление тот факт, что хозяин может ничтоже сумняшеся доесть/допить за гостем предложенное им же угощение. Но в те суровые времена нравы были проще, а угощений было меньше :)
2) Интрига, или Маккаммон-детектив
"Голос ночной птицы", разумеется, не классический детектив. В самой стилистике нагнетания интриги очень явственно ощущается, что Роберт Маккаммон - автор множества романов-"ужастиков", которые и принесли ему славу.
Загадкой является не только личность преступника, но и сам характер преступления - в соответствии с авторским замыслом читателю какое-то время не удается понять, что же, собственно, произошло, какого рода злодеяние свершилось. При этом читатель ощущает кожей, как постепенно и неуклонно нарастает напряжение в романе. Зло ощущается почти физически, кажется, что оно повсюду, что оно материально, при этом неуловимо и оттого непобедимо. И человеку XVII века, наверное, действительно было гораздо проще поверить в происки нечистой силы и факт продажи души дьяволу, нежели в чью-то злую, но абсолютно земную, посюстороннюю злую волю. Ни один из жителей Фаунт-Рояла, где происходит действие, ни на йоту не усомнился в кознях ложно обвиненной "ведьмы" - чтобы докопаться до сути происходящего, стряхнув тщательно нагромождаемую дьявольщину, потребовались весьма незаурядное хладнокровие и здравый смысл, олицетворением которых в романе выступает Мэтью Корбетт.
Однако и собственно детективными приемами автор владеет отлично. В книге там и сям расставлены ловушки для читателя - в одну из них я угодил со всего размаху. Примерно в середине романа дается прозрачная подсказка - преступник не знал того, что по идее должен был знать. Ухватившись за эту подсказку, я моментально вычислил совершенно не того персонажа :) Почему? Да потому, что проигнорировал реалии того времени и рассуждал, как человек начала третьего тысячелетия, а не как современник описываемых событий - дело, напомню, происходит в 1699 году.
"Спасибо, что дослушали куплеты" © :)
Автор будет искренне признателен за лайки, комментарии и вообще любую активность в рамках приличий и здравого смысла.