Они танцевали под американский джаз и высмеивали нацистские символы. Как такое стало возможным?
В Германию в 1920-е годы вслед за Америкой пришла мода на джаз. Здесь, как и везде в мире, стали создаваться свои оркестры и радиошоу, где крутили пластинки с этой музыкой. Но после прихода к власти нацистов джаз, в частности, самое популярное его направление свинг, был запрещён как дегенеративное искусство и вырожденческая негритянская музыка. При этом радиослушатели по-прежнему могли ею наслаждаться, а под запрет попал лишь термин. Вместо недозволенного слова «джаз» стали употреблять «подчёркнуто ритмичная музыка».
Несмотря на такой полузапрет молодые немцы в больших городах ходили в джаз-клубы, делали копии записей и распространяли их среди друзей. Хотя во всех танцевальных залах были развешены таблички «Танцы под свинг запрещены», на аристократических вечеринках «золотая молодёжь» отплясывала свинг.
Как танцевали свинг: из американского фильма It's in the Stars 1938 года.
На деле запрет на свинг в нацистской Германии породил первые молодежные субкультуры, близкие к советским «стилягам» позднесталинской поры. В Гамбурге их называли «свингеры», но сами себя они предпочитали именовать по-английски swing kids, «дети свинга», или в пику школьной нацистской организации гитлерюгенду «свингюгенд».
В 1940 году в помещение, где проходила вечеринка с танцами под свинг, ворвались полицейские, вызванные по доносу кого-то из членов местного гитлерюгенда. Автор доноса отмечал: «Иногда два юноши танцуют с одной девушкой, иногда несколько пар создают круг, где все держатся за руки и прыгают, хлопают в ладоши и трутся головами друг о друга, при этом они свешиваются так, что лохматые волосы закрывают им лица, и в то же время дергают ногами».
Самая активная борьба с «детьми свинга» развернулась в конце лета 1941 года, когда в результате полицейской операции за решеткой оказалось более 300 представителей этой субкультуры. Часть подростков остригли и оправили в строгие учебные заведения. Самые злостные попали на несколько лет на перевоспитание в концентрационные лагеря. Считалось, что лишь такие жестокие меры позволят предотвратить распространение англофильских настроений в трудное для Третьего рейха время.
Кстати, об этой субкультуре в 1993 году в США был снят художественный фильм «Дети свинга».
Гонения на джаз усилились, когда к союзникам присоединилась Америка. Большинство оставшихся в военной Германии клубов, кабаре и театров были закрыты после начала активных бомбардировок союзнической авиации в 1943-м. Но некоторые джазовые группы продолжали выступать подпольно, выставляя дежурных, предупреждавших о приближении полиции. Запрещенный свинг превратился в музыку сопротивления.
«Дети свинга» восхищались свободным образом жизни американской и английской молодежи, их позиция сопротивления выражалась в сексуальности, особом жаргоне, изобилующем американизмами, и в стиле одежды: просторные плащи, бесформенные пиджаки и длинные галстуки. Девушки пользовались яркой косметикой и много курили.
Ещё любопытное на канале:
- Шарпи – самая редкая молодёжная субкультура
«Дети свинга» устраивали танцевальные конкурсы и джазовые фестивали, где часто можно было услышать насмешки над национал-социалистами, военными, гитлерюгендом. Популярным было приветствие «Свинг хайль», пародирующее нацистское «Зиг хайль».
При этом Геббельс отдал личное поручение создать из немецких музыкантов джаз-коллектив «Чарли и его оркестр», записывавший музыку в стиле свинг. Эти записи предназначались исключительно для проигрывания на радиостанциях, вещавших за рубеж. Свинг с его подчеркнутой чувственностью казался Геббельсу удачным средством морального разложения противника.