Кто такой ребенок с аутизмом, и почему многие родители так боятся этого диагноза? Здесь есть чего бояться, я вам это говорю с полной уверенностью и знанием дела, потому что несколько лет (с 2 до 5) ни один врач или педагог не смог точно ответить, какой диагноз у нашей Нюты. И это была пытка. Между ЗПР средней тяжести, СДВГ, алалией (ОНР по другой речевой классификации) и аутизмом в более слабых формах есть общие черты. И пока ребенок маленький, определить заболевание не у всех получается. Об отличиях мы еще поговорим.
Сразу скажу, что я не буду писать о статистике, высказываниях выдающихся ученых и т.д. Этого полно в сети. Мое повествование основано на большом личном опыте общения с такими детьми, их мамами, что подкреплено информацией, которую я собирала по крупицам сама, когда думала, что у дочки РДА (ранний детский аутизм), и сведениями от врачей, коих мы перебирали просто пачками!
Что такое аутизм и его основные маркеры
Так что из себя представляет аутизм? Это сложное эмоциональное нарушение взаимодействия человека с внешним миром. На первый план выходит не речевой барьер, не какие-то соматические патологии, а именно нежелание контактировать с социумом. Ребенок намеренно отгораживается от людей, их сложного мира эмоций и взаимоотношений. Его тяжело вытащить из той скорлупы, в которую он погружается. Здесь психиатрия.
Это не говорит о том, что аутисты не хотят быть частью мира. Они просто не знают, как с ним подружиться. Раньше данный диагноз считался приговором и вообще относился к шизофреническим расстройствам личности, а сейчас при должной диагностике, проведенной вовремя, и выборе верного пути реабилитации, многие дети максимально восстанавливаются. Нельзя сказать, что они становятся полностью нейротипичными, но жить в обществе и даже иметь среднюю социальную активность могут. Они обучаемы этому, хоть и путем долгих совместных усилий родителей, врачей, педагогов и их собственных.
Синдром Каннера или классика жанра в РАС
Я видела детей с аутизмом разной степени тяжести. Классический аутизм или синдром Каннера - это одна из сложных форм болезни. Именно при ней нарушена эмоциональная связь с внешней средой, а реакция на внешние раздражители столь парадоксальны.
Вот мы с вами вполне адекватно реагируем, когда к нам приближается знакомый человек, касается нас, совершает какие-то социальные жесты, смотрит в глаза. Ребенок с аутизмом не принимает такого поведения. Взгляд в глаза, касания тела, близкое нахождение другого человека может вызывать истерику, т.к. он не умеет верно интерпретировать намерения других и их жесты, поведение. Многие наши обычные движения, действия аутист воспринимает как угрозу, т.е. враждебно. У него могут быть совершенно иные личные пространственные границы, нарушение коих он воспринимает как жест насилия.
В то же время он может не понимать ваших границ и нарушать их совсем нетрадиционными способами. Если бы вы имели возможность видеть чаще таких детей, то обратили бы внимание, что они спокойно могут ощупать, обнюхать человека, лизнуть, толкнуть и т.д. Так они знакомятся с объектом интереса.
Кстати, чаще детей с аутизмом интересует не человек в его целом образе, а отдельная деталь. Ему могут нравиться люди со светлыми волосами, поэтому он будет изучать их, но при этом общаться вряд ли захочет.
Такие детки не делятся радостью, болью. У них часто снижен порог болевой чувствительности. Они вообще все чувствуют иначе. Это связано с другим устройством сенсорной (чувственной) системы восприятия. Речь идет о зрительном, слуховом, тактильном, кинестетическом и других анализаторах нашего восприятия, которые помогают органам чувств обрабатывать поступающую информацию из внешнего мира.
Мы видим предмет, и наш зрительный анализатор обрабатывает его по-своему. Анализатор аутиста может работать иначе. Некоторые видят предметы в уменьшенном, увеличенном, размытом виде - это пугает их или заставляет знакомиться с объектом теми способами, которые я описала (понюхать, пощупать, облизать и т.д.). То же самое касается и остальных анализаторов.
Наверное, всем известен основной симптом РАС - избегание взгляда в глаза. О нем говорят все, но присущ он не всем аутистам. Есть те, кто могут смотреть вскользь. Можно встретить даже тех, кто будет пристально смотреть именно в глаза, если объектом внимания станут цвет ваших глаз, их разрез, расположение на лице и т.д.
Но, большая половина детей все-таки сознательно не смотрят в лицо собеседнику. И это связано как раз с нарушением работы зрительного анализатора. Прямой взгляд порождает в них страх. Некоторые взрослые аутисты поясняли, что глаза для них - как проводник для общения, но они не умеют правильно контактировать, оттого избегают провокационных ситуаций.
Почему детки с аутизмом не любят касаний, ощущений от некоторых видов тканей, определенные звуки, действия? Почему они неуклюжи, часто падают, страдают от нарушений мелкой моторики (работа кистей и пальцев рук)? Почему они издают странные звуки, часто впадают в истерику, проявляют агрессию к окружающим и даже к самим себе (аутоагрессия), нанося себе повреждения? Почему они не смотрят в глаза, сторонятся других, не играют в обычные детские игры? Почему у них так ограничена фантазия и воображение?
Загвоздка именно в ином типе обработки поступающей информации!
Такой ребенок может иметь высокий умственный потенциал, т.е. он способен обучаться грамоте, счету, письму, но при этом далеко не все эти предметы его будут интересовать. Он попросту откажется от чего-то, а сконцентрируется на чем-то одном, что ему интересно и приносит особые ощущения.
Умственная отсталость может как отсутствовать, так и присутствовать при РАС. Эти два диагноза не противоречат друг другу. Сложно определить на глаз, есть ли она у маленького ребенка, особенно при отсутствии речи. Психологи, нейропсихологи, психиатры должны проводить тесты, в том числе для определения невербального интеллекта, а также долго собирать картину развития ребенка, не один раз общаться с ним, чтобы точно диагностировать недостаточность интеллекта. Более видимыми признаки УО становятся после 6 - 7 лет, т.е. к школьному возрасту.
Да, детки с аутизмом стремятся к самостимуляции. Что это такое? Это стимминг или стереотипии. Приведу пример. Многие в спектре (аутистический спектр включает в себя разные формы аутизма и его проявления) любят совершать странные движения руками перед лицом, ушами, кто-то обожает совершать целый комплекс бессвязных и бессмысленных движений всем телом, другие извлекают из всех предметов звуки, четвертые все пробуют на вкус (в том числе и несъедобное) - своеобразных "приколов" у них много.
И это есть стимминг - самостимуляция. Если какому-то анализатору не хватает чувствительности, т.е. присутствует гипочувствительность, аутенок будет пытаться насытить его, совершая вот такие ритуальные действия очень часто. Возможно, ему нравится скрип двери и деревянных ящиков, щелканье пластикового выключателя, и он будет везде и всегда хлопать дверками, нажимать на выключатель. Заодно так успокаивается нервная система, достигается состояния психологического комфорта.
Но при аутизме может наблюдаться и повышенная чувствительность к звукам, т.е. гиперчувствительность. Тогда ребенок будет намеренно избегать каких-то звуков, действий, зрительных впечатлений. Если, к примеру, слуховой анализатор слишком чувствителен, то разные звуки могут восприниматься враждебно. Шум транспорта, дождя, мяуканье кошки, чириканье птиц и т.д. Кстати, многие аутята не выносят зоопарки, звуки бытовой техники или природных явлений.
Представьте, что вам к уху подставили работающий большой перфоратор. Вот так аутенок может воспринимать вашу спокойную речь или звуки стиральной машинки. Это не просто неприятно. Это ужасно больно! Да, они могут испытывать от такого воздействия боль. А агрессия и истерика - попытка избавиться от провоцирующего фактора, способ сбросить возросшее напряжение нервной системы.
Если обратить внимание на игру детей с расстройством аутистического спектра (РАС), то вы заметите, что она тоже стереотипна и однообразна. В основном они манипулируют предметами и используют их не по назначению, играют какой-то одной частью предложенной игрушки (крутят колесо от машинки, обнюхивают пирамидку, стучат юлой по полу, выстраивают в ряд все игрушки или, наоборот, устраивают всеобщий хаос и т.д.) - придумывают своеобразные стереотипные применения игрушкам, бытовым предметам, которые понятны и нужны только им.
Им сложно понять, как примерить на себя роль, например, поиграть в доктора. У них очень страдает имитация, копирование.
Что же касается речи. При РАС дети могут не говорить вообще, а могут говорить хорошо, но речь при этом выглядит штампованной, обрывистой, используется не для установления контактов и передачи своих желаний, мыслей, эмоций, а исключительно как самостимуляция. Примерно 90% детей не понимают словесные инструкции. Они любят повторять заученные слова и фразы, порой не понимая их смысла. Многим сложно соотнести звуковой образ слова с реальным предметом/явлением. Этому надо учить.
У кого-то речь может развиваться до 1,5-2 лет нормально, а потом наступает регресс. У других изначально она дефектна. Кто-то преодолевает речевые патологии при помощи специалистов, а кто-то так и останется молчуном на всю жизнь. Вообще, речь детей с аутизмом - это отдельная тема. Там тоже много нюансов. Обязательно будет статья!
Более подробную характеристику детей с синдромом Каннера можно прочесть на моем сайте в статье про признаки аутизма. Здесь много полезной информации о детях с разными особенностями развития! В следующих статьях поговорим о других формах аутизма, а также о том, что ждет родителей, воспитывающих таких детей. Всегда ли аутизм означает пожизненную изоляцию, или шанс все-таки есть? Обсудим чуть позже!
Обязательно делитесь опытом - это поможет многим мамам и папам определить, что с их ребенком, или просто поддержит морально. Мне в свое время так не хватало общения с родителями особенных детей, и я перебирала кучу книг, перелопатила весь интернет, переводила статьи с английского, чтобы что-то понять! Иногда хотелось просто узнать о людях с подобными проблемами, требовалось общение с реальными людбми, а не со статьями в сети. Если понравилось, ставьте лайк, подписывайтесь на канал!
Читайте также:
Ребенок с ЗПР, общая характеристика
Особенности поведения детей с ЗПР
ТОП-10 отличий умственной отсталости (УО) от ЗПР
Стоит ли прощать измену мужа? И надо ли...
Адаптированная школьная программа для детей с задержкой психического развития
В другом мире или атипичный аутизм у детей (часть 2)
Как проходит день мамы особенного ребенка
Что такое СДВГ у детей? Это синдром дефицита внимания и гиперактивности
Чем планирую заняться в режиме самоизоляции из-за коронавируса? Планов море!