В связи с принимаемыми мерами по противодействию распространения коронавирусной инфекции правительством России были внесены изменения в ряд федеральных законов и в том числе в закон о госзакупках.
Нет, нет, нет… в честь таких обстоятельств откаты не узаконили, как кто-то мог подумать. Хотя некоторые нововведения кое-кто может именно так и расценить – заказчикам дали право осуществлять закупки у единственного поставщика, если эта закупка при необходимости оказания медицинских услуг при ЧС, авариях, обстоятельствах непреодолимой силы или оказания гуманитарной помощи. Напомню, что чуть ранее Минфин и ФАС России выпустили разъяснения, согласно которым заказчики могут производить закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика в целях препятствия распространения 2019-nCoV. Причем закупать можно фактически что угодно, но при соблюдении ряда условий:
- Объект закупки действительно необходим для профилактики, предупреждения, ликвидации последствий или препятствия распространения пандемии. Заказчику необходимо доказать причинно-следственную связь объекта закупки и факта того, что он действительно может помочь в неравной борьбе с вирусом. Так что заказчику придется проявить смекалку и находчивость, чтобы обосновать покупку Гелика или стола из массива красного дерева в кабинет министра.
- Обосновать придется и объем закупки. Если под это дело какая-нибудь уездная школа решит прикупить без торгов и соблюдения условий конкуренции пару компьютерных классов – это может стать поводом для возбуждения административного делопроизводства ФАСом. Но зато, купить ноутов всем учителям ушедшим работать на удаленку – можно.
- Ну и конечно, обосновать придется цену. Ну тут я даже комментировать не стану…
Но давайте вернемся к изменением в 44-ФЗ. И вот – новые антикризисные меры для поддержки среднего и малого предпринимательства. Если раньше СМП могли быть освобождены от предоставления обеспечения обязательств по контракту, то с 01.04.2020 они могут быть освобождены и от обеспечения гарантийных обязательств, если подтвердят свою добросовестность.
И вот, судя по следующему пункту 98-ФЗ, который внес изменения в закон о госзакупках, законотворцы посидели, подумали и прикинули: «Ну если заказчик объявляет закупку для СМП, а эти СМП могут не предоставлять обеспечений, так может ну их в пень - эти обеспечения?» Ну, так и решили, что до 31.12.2020 (?) заказчик вправе не устанавливать требования обеспечения контракта и обеспечения гарантийных обязательств, если закупка проводится среди СМП. Но только не в том случае, когда в закупке предусмотрен аванс.
Ну и вишенка на торте:
В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения…
И это пока, на мой взгляд, единственная вменяемая мера поддержки поставщиков, кто уже влез в контракты, а исполнить их по причине обстоятельств непреодолимой силы не в состоянии.