Подарок на юбилей
22 апреля 1920 года Вождю мирового пролетариата Владимиру Ленину исполнялось 50 лет и его старшая сестра, Анна Ильинична Ульянова-Елизарова, решила сделать брату необычный подарок. Пригласив к себе известного художника Ивана Пархоменко, она попросила сделать авторский портрет маленького Володи, взяв за основу детскую фотографию, сделанную в Симбирском фотоателье мадам Закржевской. На фотографии были изображены 4-летний Володя и его трехлетняя сестра Оля, скончавшаяся в юношеском возрасте. Эта единственная сохранившаяся в семейном архиве детская фотокарточка младшего брата и сестры очень нравилась Анне.
Иван Кириллович Пархоменко, слывший «кремлевским» художником (писал портреты членов советского правительства, в том числе и самого Ленина), сделал работу быстро, качественно и талантливо.
По мнению известного российского филолога и историка культуры Константина Богданова: «…портрет производил впечатление пророческого и ретроспективно провиденциального. Четырехлетний Ильич заметно повзрослел и поправился, а взгляд его приобрел многозначительную задумчивость, контрастирующую с любопытствующе–беззаботным выражением лица Володи на фотографической карточке».
Образ нового Мессии в младенчестве настолько понравился семье Ильича и товарищам по партии, что он начал тиражироваться в советских медиа на порядок чаще, чем сама оригинальная фотография. Таким образом, Пархоменко, неожиданно для самого себя стал не просто автором «ангельского» образа вождя в ленинской иконографии, а основоположником ее нового, детско-юношеского направления.
Октябрята дружные ребята
В июле 1924 года VI съезд РЛКСМ принял резолюцию «Об организационном строительстве деткомгрупп». В частности, было решено расширить охват коммунистическим движением детей, предпионерского (7-9 лет) возраста, путем создания младшей ветви детского коммунистического движения. Так появились «Октябрята» – ровесники Великой Октябрьской социалистической революции. Документами этого же съезда устанавливалась структура этих деткомгрупп: при каждом пионерском отряде формировалась группа Октябрят из 25 детей, разбитых на 5 звеньев, которые стали называть "звездочками".
Кстати, именно название Октябрятских звеньев подсказало скульптору Николаю Томскому идею нагрудного знака членов новой детской организации. Томский в 1928 году разработал макет значка в форме красной пятиконечной звезды с размещенным в ее центре узнаваемым всеми, изображением маленького Володи Ульянова с портрета И.К. Пархоменко. Макет значка получился настолько удачным, что просуществовал, без каких либо идеологических изменений, до сентября 1991 года. Учитывая огромные тиражи штамповки звездочек (в отдельные годы он доходил до 5 миллионов штук), один из авторов исследований на эту тему даже метафорически сравнил его с неким нательным крестиком для будущих строителей Коммунизма.
Кудри из гипса и мрамора
Во второй половине 1930-х годов образ маленького Ильича обретает и скульптурное воплощение. Эта счастливая мысль приходит в голову Татьяне Васильевне Щелкан-Руденко, преподававшей в начале 30-х годов художественную лепку в Челябинском Доме художественного воспитания детей.
На одном из уроков Татьяна Васильевна рассказывала о детстве Ленина, когда один из учеников, узнав, что памятника «Ленину в детстве» не существует, предложил учителю его создать. По официальной историографии это предложение и стало отправной точкой создания скульптуры.
По воспоминаниям Щелкан-Руденко, она взяла за основу все тот же образ Володи Ульянова с известного портрета. Нашла для позирования мальчика, ученика одной из челябинских школ, Эрика Линда, который на ее взгляд был очень похож на жизнерадостного и любознательного Володю Ульянова. Для большей достоверности шила на Эрика рубашечки из разных сортов ткани, пока наконец, не остановилась на рубашке из чесучи, задрапированной под поясок.
Скульптура была закончена в 1936 году и при участии искусствоведа Б.А. Бессарабова была отправлена в Москву на художественный совет в составе В.И. Мухиной, И.Д Шадра и З.М. Виленского. Но до сих пор не понятно, какова она была изначально. Многочисленные источники путаются в показаниях. Одни утверждают, что Щелкан-Руденко представила скульптуру «Ленина в детстве» сидящем на скамье с развернутой книгой на колене. Другие уверяют, что Володя стоял, опершись на этажерку с книгами.
Но как бы там ни было, худсовет работу одобрил, предложил изваять в мраморе, передать в постоянную экспозицию Центрального музея им. В.И. Ленина и организовать ее массовое производство.
C тех пор городские сады и парки, скверы возле домов пионеров и библиотек по всей стране наполнились гипсовыми скульптурами «Ленин в детстве», причем в различных вариациях. Что поделать, полет художественной мысли не отменишь. Именно это обстоятельство сподвигло Щелкан-Руденко продолжить детско-юношескую лениниану. Вслед за «Лениным в детстве» последовали «Ленин-гимназист» (1938) и «Ленин-студент» (1941).