Найти тему
Авиа.Дзен

На заднем дворе Шереметьево: Ил-86 RA-86103

Те, кто ездит вокруг аэропорта Шереметьево и внимательно смотрит по сторонам, наверняка видели напротив Терминала А стоянку самолетов, которая находится за территорией самого аэропорта. На этой странной стоянке стоят советские самолеты, которые, очевидно, своё уже отлетали

Многие могут предположить, что это - свалка списанных самолётов. Это вовсе не так! Тут находится Учебный авиационно-технический центр МГТУ ГА, а на стоянке - учебные пособия в натуральную величину - для студентов этого самого университета, а также для будущих бортпроводников и других авиационных специалистов

Фото сделано в августе 2018 - сейчас вдоль дороги строится новая ветка "Аэроэкспресса"
Фото сделано в августе 2018 - сейчас вдоль дороги строится новая ветка "Аэроэкспресса"

Не советую проникать на территорию "дикарем". Во-первых, она охраняется и находится под видеонаблюдением. Во-вторых, сторожевые собачки. Это милые создания, только диковатые. Ну и в-третьих, здания ЛОВД и военизированной охраны - чуть дальше по этому же шоссе, прибудут они через пару минут. Короче, если интересно осмотреть эти борта, лучше договоритесь с УАТЦ.


Здесь хранятся совершенно настоящие воздушные суда, находящиеся в состоянии лётной годности: Ил-86 RA-86103, Ил-76 RA-76460 и Ту-154Б RA-85663

Еще совсем недавно они бороздили небо над планетой, и сегодня они могли бы запуститься, вырулить и взлететь. Но это, конечно, невозможно хотя бы потому, что путь в ВПП давно отрезан. Но в их баках залит керосин, подведено аэродромное питание. Регулярно проводится запуск и гонка двигателей, техническое обслуживание.

Начну свой рассказ с весьма и весьма примечательного самолёта Ил-86, который стоит тут с 2008 года.

-3

Ил 86 - четырёхмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолёт, спроектированный в начале 70-х в КБ Ильюшина и впервые "вставший на крыло" в 1976 году. Производился вплоть до 1997 года в Воронеже, всего было сделано 106 бортов.

Широкофюзеляжный - означает, что в салоне два прохода, впервые в СССР. В те времена вовсю летали Boeing 747, DC-10, полетел А300. Мир пересаживался на самолёты большой вместимости.

При разработке, илюшинцы подумывали о двухпалубной схеме, но в итоге самолёт получил фюзеляж с просторным салоном (схема 3+3+3 с широкими проходами), крайне объемным багажный отсеком, гардеробами... В самолете есть даже лифты, серьезно!

Над средним рядом нет багажных полок, а воздуховоды вентиляции встроены прямо в спинки кресел. При близких размерах и вместимости, DC-10 внутри был значительно теснее (там - схема 2-5-2)
Над средним рядом нет багажных полок, а воздуховоды вентиляции встроены прямо в спинки кресел. При близких размерах и вместимости, DC-10 внутри был значительно теснее (там - схема 2-5-2)

Ильюшинцы разработали уникальное крыло с предкрылками и трёхщелевыми закрылками, позволявшее взлетать и садиться на относительно коротких ВПП.

Конечно, были и недостатки: двигатель
НК-86 был слаб, учитывая полную взлетную массу самолёта. Особенно это ощущалось в жарком климате. Это сильно снизило дальность. А конфигурация крыла, впоследствии, не позволила провести модернизацию путём замены моторов.

В кабине всё работает: в наличии все указатели, лампы светятся огоньками. Работает даже бортовая радиостанция, ловя шереметьевский эфир.
В кабине всё работает: в наличии все указатели, лампы светятся огоньками. Работает даже бортовая радиостанция, ловя шереметьевский эфир.

В советское время основным назначением Ил-86 были внутренние рейсы средней протяжённости (на дальние и международные рейсы до середины 90-х ходили Ил-62, обладавшие значительно большей дальностью). В постсоветское - вместительные машины стали "гонять" на чартерах на курорты Турции, Египта и прочих Хорватий, пока к концу 90-х их не заменили на еще более старые, зато более экономичные 747, и разнообразные самолёты помельче.

-6

"Восемьдесят шестые" довольно регулярно летали до начала 2000-х. Заключительный полёт с пассажирами Ил-86 совершил в 2011 году. Сегодня все пассажирские Ил-86 списаны. Сохранено около двух десятков единиц, наш герой - наиболее сохранный экземпляр.

-7

Налёт нашего борта - 28979 часов, 8685 взлетов/посадок. Среди всех 86-х - он второй по налёту. Израсходовано 83% ресурса.

С начала карьеры - 1989 года - летал под флагом Аэрофлота. В 2007 году был передан в Аэрофлот-дон, и летал там на до сентября 2008 года.

Раньше рядом стоял еще один Ил-86, носивший бортовой RA-86003. Этот борт пассажиров не возил: четвёртый выпущенный 86-й, использовался только для испытаний. Именно его показывали в Ле Бурже в июне 1977. Далее использовался для нужд ГосНИИ ГА. 

-10

Был списан в 1989 году по износу. На площадку встал в 1992 году. С 2008 года перестал использоваться. Состояние борта было аварийным и запрещалось даже подходить к нему - не безопасно. В 2015 году его утилизировали.

Будем надеяться, что RA-86103 ждет более долгая и счастливая "пенсия" в заботливых руках сотрудников учебного центра.

Прошу Вас оставить комментарий или поставить лайк, если вы видите эту строку. Есть кто живой? :)