Думаю, не ошибусь, если скажу, что "Парфюмер" - единственная во всей мировой литературе книга, где главным героем является запах. Он пронизывает каждую строчку, каждую страничку книги, наполняет собой каждый уголок Парижа, каждую канаву и парфюмерную лавку. Запах повсюду. Он забивается в ноздри, разъедает глаза, вызывает рвотный рефлекс. Он очаровывает своим благоуханием, кружит голову нежной сладостью и притягивает своей свежестью. Он - причина, повод и следствие всего происходящего в романе.
В аромате есть убедительность, которая сильнее слов, очевидности, чувства и воли. Убедительность аромата неопровержима, необорима, она входит в нас подобно тому, как входит в наши легкие воздух, которым мы дышим, она наполняет, заполняет нас до отказа, против нее нет средства… А аромат проникает в самую глубину, прямо в сердце, и там выносит категорическое суждение о симпатии и презрении, об отвращении и влечении, о любви и ненависти. Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей. (с) "Парфюмер. История одного убийцы", П. Зюскинд
Но писательская смелость Патрика Зюскинда идёт ещё дальше. В центр повествования он ставит антигероя. Гренуй никак не вписывается в человеческое сообщество. В нём нет вообще ничего положительного. Начиная с самого рождения у грязной рыбной лавки, когда даже собственная мать попыталась от него избавиться, он не может надолго задержаться среди людей. Ребёнка постоянно передают из рук в руки. Люди его боятся, не понимают, считают одержимым дьяволом, не замечают. Гренуй нелюдим, уродлив, необщителен.
Он был с самого начала чудовищем. Он проголосовал за жизнь из чистого упрямства и из чистой злобности. (с) "Парфюмер. История одного убийцы", П. Зюскинд
А ещё есть у него одна физическая особенность, которая и определила его судьбу - он не имеет собственного природного запаха. Вообще никакого. Его тело ничем не пахнет. В качестве компенсации (или же наказания?) природа наградила его сверхчувствительным обонянием. Так он становится гениальным парфюмером и не менее гениальным убийцей. Из-за этой особенности Гренуй олицетворяет собой абсолютное зло, незаметное и безнаказанное.
Он уткнулся носом в сгиб локтя. Он знал, что это то место, где все люди пахнут сами собой. Однако он не учуял ничего. Не учуял ничего под мышками, ничего на ногах, ничего на половом органе, к которому пригнулся насколько смог. Это было чудно! Он, Гренуй, способный за несколько миль обнаружить по запаху другого человека, не мог учуять свой собственный половой орган на расстоянии ладони! (с) "Парфюмер. История одного убийцы", П. Зюскинд
На протяжении всей книги я так и не смогла определиться, что я испытываю по отношению к главному антигерою. Чего больше: отвращения или жалости? Но вот чего точно не было, так это ненависти. Даже за все совершенные им преступления я не смогла его ненавидеть, хотя честно очень хотела. А, скорее даже, ощущала какое-то подобие сострадания. И пыталась понять и его, и себя.
Ведь по сути он лишь хотел стать заметным для окружающих, хотел быть видимым, обычным. Хотел признания. И возможность получить желаемое он видел через запах. Он решил коллекционировать человеческие запахи. Раз нет своего запаха, он возьмёт чужой. Гренуй стал отнимать запахи у самых юных и прекрасных тел. Конечно, тела пришлось изрядно попортить. Но он всё-таки добился своей цели. Он изобрёл аромат, способный заставить всех вокруг полюбить чудовище. Именно с его помощью он избегает казни за свои преступления. А ещё недавно безутешный отец, чья дочь стала частью этого магического аромата, готов признать его сыном.
Он, Жан-Батист Гренуй, рожденный без запаха в зловоннейшем месте мира, вышедший из отбросов, грязи и гнили, выросший без любви, выживший без душевной человеческой теплоты из одного упрямства и в силу отвращения, маленький, горбатый, хромой, уродливый, отринутый, физический и нравственный калека – он достиг того, что понравился миру! Мало того! Он был любим! Почитаем! Обожаем! (с) "Парфюмер. История одного убийцы", П. Зюскинд
Ирония в том, что такая любовь не настоящая. И Гренуй понимает это и быстро теряет интерес. То, чего он так страстно желал, аромат, сделавший его заметным и подаривший ему всеобщее признание, не смог подарить ему счастья. Да, люди полюбили его. Но сам он их ненавидел. И тот же аромат превратит любовь в кровожадное безумство и убьёт гениального парфюмера.
"Парфюмер" - та книга, которая раз и навсегда отучила меня читать за едой. Ибо она прям физически воздействует на читателя тошнотворными запахами.
"Парфюмер" - самая противоречивая книга из всех мной прочитанных, потому что главный герой в ней - аромат, а человек - лишь инструмент для его создания.
"Парфюмер" - одна из любимейших книг за яркий, образный, сочный язык автора. Столько вариаций различных запахов, столько красочных эпитетов к ним, пожалуй, не найти ни в одной другом произведении.
И напоследок совет от капитана Очевидности: если есть возможность и способность, обязательно читайте эту книгу на языке оригинала. Она оставляет совершенно другое впечатление, нежели перевод. На мой субъективный вкус, перевод скудноват и суховат.