Мало кто знает, но многие разработки в области спец-эффектов в кино принадлежат нашему соотечественнику, Павлу Клушанцеву, который придумывал и изобретал новые способы применения спец-эффектов для научно-фантастических фильмов. Сегодня мы расскажем вам об этом человеке, его изобретательности и таланте, а также, почему американские киноделы так жаждали встречи с ним.
Коротко о режиссёре.
Павел Клушанцев родился в Санкт-Петербурге в 1910 году, в начале 30-х закончил Ленинградский кинофототехникум, по специальности кинооператора. А уже в 1936 году дебютировал в роли режиссера-постановщика, сняв фильм «Семь барьеров». В том же году дирекция «Лентехфильма» разрешила Кулашанцеву создать павильон для комбинированных съемок, получившим название «трюковой кабинет», так же он познакомился со своей будущей женой. Здесь и началась карьера талантливого режиссёра в создании спец-эффектов. В те годы визуальные эффекты были не очень хорошо освоены кинематографистами, поэтому Клушанцеву с коллегами пришлось изрядно попотеть, цех работал в три смены.
В одном интервью Клушанцев вспомнил "Я всегда делал только то и только так, как я сам придумал, - говорил Клушанцев. - Это никто не мог воспроизвести». «Они десятки раз хотели выкинуть меня с киностудии и посадить в тюрьму. Но я спасся, потому что я знал, как делать вещи, которые никто другой делать не мог».
В те же годы режиссёр начал знакомиться с трудами Циолковского и полётами в космос, которые он захотел снять. К сожалению, на время войны его работы временно прекратились, он снимал военные учебные фильмы, однако и там старался показать свой талант мастера спец-эффектов. С помощью трофейной кинокамеры немцев, которая могла снимать 100 кадров в секунду, в фильме для артиллеристов «Стрельба на рикошетах» Клушанцев изобразил полёт снаряда от выстрела до цели, используя искусный монтаж.
Послевоенная деятельность.
После войны Клушанцев вернулся на Ленфильм и продолжил экспериментировать и совершенствовать свои приёмы. Сделанный в 1946 годы короткометражный фильм "Яблочко", который сегодня назвали бы клипом, поразил зрителей своим натурализмом, в нём маленький морячок танцует на клавиатуре пианино.
Директор киностудии Ленфильм называл Клушанцева Николаем Теслой в электротехнике, так как для решения сложных производственных задач он находил простые и гениальные решения. После Яблочка он всерьёз занялся показом космоса и далёких планет в научно-популярных и научно-фантастических фильмах. Клушанцев сам придумывал, как будут двигаться его ракеты, с помощью чего будут приземляться. Некоторые разработки у него происходили параллельно с настоящими инженерами .
Как-то раз его вызвали в КГБ для объяснения его разработок, например «пакетную» компановку из боевых ракет, которая готовилась для первых полетов в космическое пространство. Клушанцеву пришлось доказывать, что все расчёты были по формулам Циолковского, также пришлось описывать и объяснять логику, и инженерные особенности его "корабля". В итоге он убедил КГБшников в том, что это действительно его разработки.
Успех и всемирное признание.
Дальше в карьере режиссёра пошли фильмы "Полярное сияние" с уникальной технологией воссоздания природного явления в студийных условиях, "Метеориты", в которых были использованы и настоящие метеориты, фильм показывал солнечную систему, планеты и поражал советских зрителей своей "документальностью". А уже в 1951 году вышел фильм "Вселенная", который можно назвать родоначальником научно-фантастических фильмов в СССР, картина удостоилась множества премий престижных кинофестивалей.
В 1957 году выходит фильм «Дорога к звёздам», который стал его визитной карточкой и стал культовым, среди американских фантастов. В нём Клушанцев изобрёл фирменный стиль, в картине соединились научная фантастика, документальное кино и научно-популярное кино. Эта смесь и вызывала у зрителей шок, так как они не понимали, как такое можно было снять, голливудских кинематографистов этот фильм тоже поставил в тупик, они не понимали, как в стране советов можно было сделать такое.
Фильм почти полностью состоял из кадров с комбинированными съёмками и спец-эффектами. Для съёмок потребовалось построить много декораций космических кораблей и техники, которых до него никто никогда не делал.
Например для звёздного неба, без которого фильм о космосе состояться не может, он построил девятиметровый щит с лампами разной яркости - в полном соответствии с картой звездного неба.
У режиссёра было много конфликтов со студией, так как съёмки фильма шли намного медленнее, чем обычно, но к счастью картиной были заинтересованы на самом верху, так что проект особо старались не трогать.
Во время выхода картины "Планета бурь" произошел один курьёзный случай. На генеральном просмотре картины для верхов власти, министр культуры Фурцева потребовала вырезать из фильма фрагмент, в котором героиня, оставшись одна на орбите и думая, что вся разведывательная экспедиция погибла - плачет. Причина недовольства была такая: «Советская женщина-космонавт не может плакать!». Благо министра убедили, что капля человечности в фильме не повредит.
Вклад в кинематограф.
Фильм высоко оценили, как простые зрители и критики, так и голливудские авторы, которые жаждали узнать, как это было снято. Эта картина вдохновила Стенли Кубрика на создание "Космической Одиссеи: 2001". Позже выходило ещё много работ режиссёра, вплоть до 70-х годов, после чего он решил уйти из кино. В 90-х годах, когда в стране никому не было дела до спец-эффектов, с Клушанцевым связался обладатель двух Оскаров в номинации «визуальные эффекты» Роберт Скотак, который писал книгу о комбинированных съемках и спец-эффектах.
В книге он описывал спец-эффекты, однако около 50 спец-эффектов Клушанцева он разгадать не смог. Клушанцев передал Скотаку все свои наработки абсолютно бесплатно. В дальнейшем они использовались в голливудских фильмах 90-00х годов. Он остался в истории, как создатель огромного количества методов съёмок, спец-эффектов, и других технических приёмов. Его почитают на западе, а Джордж Лукас назвал его "Крёстным отцом" Звёздных Войн, так как сам часто пересматривал его фильмы и вдохновлялся ими.
Павел Владимирович всегда считал: "Для кино невозможного нет. Нужно только подраскинуть мозгами».
Если вам понравилась статья- ставьте лайк, пишите комментарии, также советую прочитать статьи про:
Подводная экспедиция Кэмерона к "Титанику".
Фильм Титаник. 90 % было не спец-эффектами.
В чём сила Брата-2? О съёмках и курьёзных случаях на площадке.