Правило «Соревнование» продолжает первый раздел посвященный корневым основам игры. Определяет формат соревнования (3.1), матчевую игру (3.2), игру на счет ударов (3.3). В этом Правиле уже начинается прослеживаться логика по которой выстроены все Правила — мы узнали «как играть» в Первом правиле, «где играть» во Втором, а теперь узнаем «как соревноваться».
Соревноваться можно либо в формате матча либо в формате игры на счет ударов:
- Матч — игрок соревнуется с противником количеством выигранных лунок, и сколько он совершил ударов имеет значение только для определения результата матча на конкретной лунке
- На счет ударов — игрок соревнуется суммарным количеством ударов на всех лунках соревнования со всеми остальными участниками соревнования (хотя в литературе принято говорить что он соревнуется прежде всего с полем и с самим собой), чем меньше, тем лучше.
Совмещать эти форматы игры не рекомендовано, т. к. применение Правил в них имеет существенные отличия. Однако допустимо, и в Процедурах Комитета теперь есть раздел, в котором приводятся рекомендации по такому действию. Другие форматы игры подробно рассматриваются в Правилах 21-24.
В обоих форматах возможно проведение соревнований с учетом гандикапа. Гандикап — индивидуальный показатель уровня игры, который рассчитывается на основании истории результатов игрока, ему посвящены отдельные «Правила о гандикапах». Для корректного определения счета введены понятия гросс-счёта (полное суммарное количество совершенных ударов) и нетто-счета. Нетто-счет — это счет ударов игрока в раунде за вычетом ударов форы, которые он получает соответственно своему игровому гандикапу.
Правило 3.2
целиком посвящено матчевому формату игры. Отметим самые важные моменты.
- Матч выигрывает игрок, выигравший больше лунок у противника. Обычно, если игрок ведет с каким-то счетом, например 3 лунки, а остается играть 17ю и 18ю, то он объявляется победителем досрочно и результат звучит как «3 лунки за 2». Возможна ситуация когда противник уступает матч. Также возможна дисквалификация противника;
- Лунка выиграна если счет игрока на лунке меньше счета противника, противник уступил лунку, или противник получил «основной штраф» за нарушение Правил, которым в матчевой игре является проигрыш лунки;
- Если в матче ничейный результат после финальной лунки, матч продлевается до первой выигранной кем-то из соперников лунки.
Важной особенностью матчевой игры является то что удар, лунка или весь матч могут быть отданы сопернику без розыгрыша. С некоторыми ограничениями:
- уступить может только сам игрок, никто иной не может сделать это даже по просьбе;
- уступку нельзя вернуть, если она не сделана на основе неверной информации от соперника;
- уступка делается до следующего удара соперника;
- уступить матч можно только если он начался, т. е. хотя бы один удар в матче был совершен;
- нельзя договариваться об уступке в целях сокращения времени матча и т. п.
Матч может играться и с учетом гандикапа, в этом случае при подсчете результата на лунке учитываются удары форы, которые имеют на ней соперники. В любой момент матча игроки должны быть готовы назвать правильно свой ткущий результат
По данному правилу действуют 3 штрафа:
- основной штраф игроку, который сообщает противнику неверные ведения — свой счет на лунке и т. п.;
- дисквалификация игрока применяющего завышенный гандикап;
- дисквалификация за договоренность о несоблюдении Правил гольфа.
Правило 3.3 «Игра на счет ударов».
Что здесь важно:
- побеждает игрок с меньшим суммарным счетом ударов;
- счет игрока фиксируется в карточке маркером (маркер не судья, записывает и сверят с игроком счет, заверяет карточку подписью после раунда)
- независимо от применения гандикапа в итоговом результате, в карточку пишется гросс-счет на лунке;
- по окончании раунда игрок подписывает карточку и лично сдает ее в Комитет соревнований;
- на каждой лунке раунда мяч должен быть забит в лунку.
В этом Правиле много суровых наказаний в виде дисквалификации:
- за внесение в карточку изменений после того ка она подписана маркером;
- за отсутствие подписи игрока(маркера) в карточке;
- за несдачу карточки;
- за указание в карточке счета на лунке ниже того, который был показан;
- за указание в счетной карточке завышенного гандикапа, влияющего на результат;
- и наконец, если игрок не забил мяч на какой-либо из лунок.
Сурово? Если внимательно посмотреть то, ответственному игроку, обращать внимание нужно только на то, чтобы внимательно проверить карточку перед тем как сдавать в Комитет, чтобы исключить ошибки и отсутствие подписей;
Хотя в последнем пункте есть подвох. Если игрок начал лунку как положено, а в процессе игры на лунке, либо начал играть неверным мячом, либо играл с неверного места и допустил серьезную ошибку, то, несмотря на то что «некий мяч» будет забит им в лунку, это не будет «мяч», который он «должен» был забить в лунку.
И если игрок совершит удар из области ти следующей лунки, у него не будет счета на предыдущей, и ничего уже нельзя будет исправить и дисквалификация неизбежна. Мы подробнее рассмотрим это при рассмотрении Правил 6 и 9
Играйте без штрафов. Получайте удовольствие от игры!
Канал с вопросами по Правилам гольфа.
С.Р.