Однажды накануне очередной "запойной" субботы после последнего урока в класс к Василию заглянула Кракова Ирина Сергеевна, учитель русского языка. Она была многолетней «иеговисткой» и, заметив «удрученное» состояние Василия, тоже решила ему «помочь».
Дождавшись, пока ученики, оставленные Василием, уберут класс и уйдут, она подсела к нему на переднюю парту. Это была сорокалетняя женщина с крупными чертами лица и грубовато очерченным резкими морщинами ртом, с голосом, как бы «под давлением» звенящим оттуда.
- Василий, ты знаешь, что все ложные религии рано или поздно потеряют своих сторонников? Им нечем их будет удержать. Если в религии нет истины, то все приверженцы этой ложной религии будут искать ее на стороне…. В том числе и в бутылке…
Откровенность Краковой как-то сразу подкупила Василия. И хотя он чувствовал себя не очень хорошо для словесных баталий, решил вступить с ней в спор.
- Разве это критерий истинности религии?.. То, что ее сторонники не пьют?..
- Да, в том числе и этот…
- Тогда, Ирина Сергеевна, нам всем следует уйти к мусульманам…. У них непитие - это практически один из постулатов веры…
- Но это косвенный признак. А главный – это чистота вероучительных доктрин, их соответствие Библии, как божественному откровению людям.
- Вот с этим, я, пожалуй, соглашусь…
- И в соответствии с этим, нет более нелепого представления ложнохристианской веры о, к примеру, так называемом Боге-Троице… Нам, истинным христианам, почитающим имя Бога Иеговы, кажутся нелепыми такие взгляды на Бога…. Это как трехголовый дракон из русских народных сказок. Он вроде и как один, и в то же время – у него три головы… Три ипостаси, как вы говорите…
- Ну, мне тоже не все нравится в вашем представлении о Боге. Ваша его единственная ипостась – это еврейский Бог-ревнитель, уничтожающего целые народы и заставляющего разбивать младенцев о камни….
- Но ведь это так и зафиксировано в Библии… - удивилась Кракова. Она не улавливала здесь возможности каких-то возражений.
- Правильно…. Но есть и еще одна ипостась Бога – Иисус Христос. Ипостась любви, ипостась спасения людей…. А есть и третья ипостась – ипостась Святого Духа, который и выстраивает это спасение, соединяя ветхозаветную справедливость и новозаветную любовь в одно целое…
- Вот такими ложными доктринами и будет наполнен мир накануне решающего сражения между Иеговой и дьяволом с его последователями - в Армагеддонской битве…. И так будет обольщать людей антихристианская система вещей – воплощенный антихрист. Сегодня на собрании, кстати, мы как раз и будем разбирать этот вопрос.
- Вы будете разбирать вопрос об антихристе?.. – в свою очередь удивился Василий. Одной из его горьких «пьяных дум» было как раз размышление о том, что мир приближается к своему концу, к предсказанному в Библии царству антихриста…
- Да, именно сегодня. И ты, Василий, если хочешь – можешь у нас поприсутствовать…
Василий немного поколебался. Он, конечно же, понимал мотивы поведения Краковой, пытающейся воздействовать на него в период «жизненного кризиса», что это попытка использовать возможность «вразумления заблудшего» и привлечения его в лоно «истинной веры»…. Поколебался и согласился.
В конце концов, вопрос об антихристе действительно его волновал, да и побывать у «Свидетелей Иеговы» тоже представлялось интересным. В свою бытность протестантом Василий побывал во многих «течениях» - от баптистов до пятидесятников, а вот «свидетелей» всегда сторонился…. Но вот – может, настал момент…
И кроме этого, почти не признаваясь себе Василий страшился приближающейся «запойной» субботы и подспудно искал, чем же занять себя вне «бутылочного континуума».
К «залу царствия» они подошли к пяти часам, когда и было назначено собрание. По дороге от школы они еще много спорили о «типичных» разногласиях между иеговистами и «обычными» христианами – о бессмертии души, в которое иеговисты не верили, запрете на переливании крови, о патриотизме и отказе служить в армии….
Правда, уже почти перед самым приходом градус их споров постепенно и как-то сам собой спал. И Кракова доверчиво поведала Василию, что у них с мужем долго не было детей, а вот когда они пришли к «истинной вере», Иегова сразу дал им двоих «ребеночков»…
«Зал царствия» - это было единственное в Ставрополе здание, выстроенное «иеговистами» для своих собраний. Впрочем, кроме необычной вывески, ничем другим оно, в общем-то, не выделялось. Одноэтажная, несколько вытянутая коробка из дорогого кирпича, со всех сторон обнесенная высокой оградой.
Уже у входа их встретил улыбающийся юноша, сразу поприветствовавший Василия, как будто они были уже давно знакомы. Едва Василий прошел во вместительный «зал собрания», напоминающий актовый, и был там оставлен Краковой, как немедленно был «атакован» целой вереницей улыбающихся «братьев и сестер». Все они улыбались, все жали руку, все интересовались его именем и делами, так что Василий едва успевал раскланиваться, невольно улыбаться и отвечать в ответ.
Он знал, что этот метод «знакомства» называется «бомбардировка любовью», но впервые был сам подвергнут подобной «бомбардировке». И невольно чувствовал в душе, как радостно екало сердечко в ответ на очередное теплое обращение, тем более - после нескольких недель «запойного одиночества».
Особенно долго рядом с ним задержались две молоденькие, почти еще девочки, грузиночки-близняшки, Нина и Нона. «Братик, а вы знаете, как нам было трудно вначале, и Иегова нам помог?.. Братик, а у вас тоже в жизни были проблемы?..» - забрасывали они Василия вопросами, прекратившимися только перед самим богослужением.
Оно началось с общего гимна, молитвы и того, что Василий назвал про себя - «интеллектуальной разминкой». Ведущим «координатором» - тем самым улыбающимся «братом» на входе – всем присутствующим была предложена, видимо, дававшаяся на «домашнее задание» тема для «размышлений». Это были евангельские слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле…, но собирайте сокровища на небе». И вот каждый из желающих мог кратко высказаться о результатах своих «размышлений» на эту тему:
- Братья, я нашла очень важное параллельное место. Оно говорит о том, что есть окружающий мир и почему в нем не нужно искать никаких сокровищ… - сразу же подняла руку одна из пожилых бабушек, сидящая недалеко от Василия, - Вот это место – Первое послание Иоанна – Два. Шестнадцать: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». Видите, здесь не может быть никаких сокровищ…
- А я так понимаю, что все сокровища мира на земле – не стоят для Иеговы ровным счетом ничего. Это – ноль для него…. – это уже прозвучало мнение на другом конце зала.
- Сокровища на небе берегутся для нас после того как мы воскреснем в царстве Иеговы… - на этот раз прозвучало из центра.
Но Василия удивили не сами высказывания, а способ, которым эти высказывания озвучивались. Два крепких «брата» держали в руках длинные штанги, напоминающие удочки, к которым на проводе по подобию «удилищного крючка» был прикреплен микрофон. И они просто из центрального прохода между рядами кресел перемещали свои «удочки» туда, где видели поднятую руку. Все было хоть и очень необычно, но удобно – Василий ничего подобного раньше не видел и сразу поставил это в «положительный зачет» «иеговистам».
И чем дальше, тем больше накапливалось таких положительных «зачетов». Следующей темой была инсценировка «Беседа с православным об иконах», где роль «православной» играла Кракова. Она даже повязалась платочком, держала в руках какое-то подобие иконы, а может, и настоящую икону – Василию издали трудно было рассмотреть - и неуверенно пыталась отбиться от наседающей на нее «свидетельницы Иеговы».
Впрочем, сначала уверенно, а потом все более сникала…. И, наконец, вынуждена была признать свою «неправоту». Василий хотел, было, улыбнуться от такой «наивности», но тут же «координатор» прокомментировал инсценировку, сказав, что это всего лишь идеальная схема, на самом деле каждый должен быть готов к различным «уловкам», к которым прибегают православные – и даже перечислил их:
- попытка ссылок на обычаи и предания вместо Слова Божьего;
- обращение к «национализму», типа: «русский – значит, должен быть православным»;
- обвинения в сектантстве и убийствах из-за отказа от переливания крови;
- обвинения в назойливости и давлении.
Потом еще один гимн и молитва…. Василий насчитал уже восемь видов деятельности, которые сменяли друг друга именно в такой продолжительности, чтобы не успеть утомить. Далеко не всякий урок мог похвастаться такой психологической продуманностью. Все напоминало очень хорошо отрежессированное и продуманное «действо».
Наконец, подошло время и для заинтересовавшей Василия темы об антихристе. Но здесь его ждало разочарование. Только опять не психологическое или режиссерское, а «интеллектуальное».
Сначала еще один «брат-координатор» в строгом темном костюме с галстуком сделал небольшой доклад, где сказал, что на нынешняя «система вещей» близка к разрушению и что перед ее окончательным разрушением появится «много антихристов» и в мире невидимо воцарится «дух антихриста» со своими признаками….
Еще во время его выступления Василий невольно обратил внимания, как справа и слева сцены стали формироваться небольшие «колонны» из сидящих по краям рядов кресел «братьев и сестер». И как только докладчик закончил свое 10-минутное сообщение, справа и слева по очереди стали выходить, как их назвал Василий - «активаторы», и озвучивать эти признаки «антихристового времени».
- распространение лжеучений;
- появление многих ложных пророков и лжехристов;
- охлаждение любви;
- глады, моры и землетрясения;
- войны и военные приготовления;
- необычные явления в природе…
Все то, что в принципе известно каждому, кто читал Евангелие, в частности - двадцать четвертую главу Евангелия от Матфея.….
В общем, Василий был разочарован. Он так и сказал об этом Краковой после того, как они вышли из «зала собрания», где сестрички Нина и Нона все порывались узнать его телефон и домашний адрес:
- Нет, Ирина Сергеевна, в плане психологической продуманности – просто бесподобно!.. Тот, кто у вас продумывает организацию ваших собраний, – это психологический гений. Мне ни разу не было скучно или я почувствовал, что утомился однообразием…. А вот по интересующему меня вопросу – я не согласен. В Евангелии есть четкие указания на то, что антихрист – это не «система вещей», а личность. Личность со всеми ее признаками, причем великая личность…. С могучей, но злой волей, невиданной властностью и даже даром чудотворения…
Та попробовала, было, горячо возражать, но вскоре их дороги разошлись на пути к разным остановкам.
Субботу, и Василий не мог мысленно не поблагодарить «братьев-иеговистов», он обошелся без бутылки, а вот в воскресенье снова сорвался и в понедельник утром выглядел особенно «тяжело». Сирина, заведя его в кабинет, попробовала сделать «внушение», но Василий только «тяжело и грустно» улыбался ей в ответ.
Он все понимал, со всем был согласен, но пока ничего поделать с собой не мог. Он так и сказал, что «пока». Сирина хотела, было, выяснить, до каких пор может продолжаться это «пока», но, видя состояние Василия, не стала это делать…
(продолжение следует...)
начало главы - здесь
начало романа - здесь