Найти тему
EvgenK

Заметки из (само)изоляции. Часть 1.

Дорогие друзья! Все мы с вами сегодня оказались в уникальной ситуации, настолько уникальной для нашего времени, времени интернета и доступной информации, что буквально недавно её можно было представить лишь сюжетом низкобюджетного фильма. Коронавирус бушует по планете, мы с вами (само)изолируемся, а Джордж Оруэлл в это время с ехидной улыбкой подглядывает за нами с того света.

Начну немного издалека. Уже много лет как работаю в сфере автобизнеса и хорошо знаю её изнутри. Люди привыкли видеть блестящие фасады дилерских центров, отполированные машины и холеных продавцов, но мало кто знает изнанку всей этой красоты. Это один из наименее прибыльных видов бизнеса, который приносил неплохой доход в былые тучные годы, но уже давно еле держится на плаву. К тому же он очень восприимчив к малейшим сдвигам в экономике.

Так произошло и в этот раз. Ещё в первой половине марта раздались тревожные звоночки… Где-то там далеко, в Китае и Италии, гулял вирус, но это было далеко и мало нас касалось. К тому же статистика вызывала вопросы и сомнения в реальной опасности болезни. А вот, что было действительно важно – это рекордно подешевевшая нефть и рухнувший вслед за ней рубль. Всем, кто хоть немного следил за новостями, было понятно, что цены на всё нас окружающее в противоположность вот-вот взлетят в высь. Те, кто планировал покупку автомобиля, шли в дилерские центры, чтобы успеть потратить сбережения пока они не обесценились. Так моя мать, в момент развала Советского Союза, на деньги, вырученные от продажи отцовской машины, купила мне ботинки…

В середине марта нам пришло официальное письмо – уже с апреля цены должны были вырасти существенно. При плохом раскладе предполагали, что вплоть до 20%. Понятно, что автомобили, даже собираемые в России, большей частью делаются из импортных комплектующих. Соответственно и счёт на них поставщиками выставляется в валюте. А так как рубль обесценивается, то и цена автомобилей растёт. Чудес не бывает. Старые цены не могли держаться бесконечно долго и подорожание было лишь вопросом времени. В апреле продажи гарантированно должны были рухнуть, и уже во второй половине марта у нас начались первые сокращения. Понимание приближающейся экономической беды было и у правительства, но, вместо того, чтобы срочно спасать экономику, оно пошло другим путём.

Пришло время выступления президента - у нас оказывается уже вовсю бушевала эпидемия и надо было срочно принимать меры. Буквально через пару дней, с 28 марта, вся страна села на (само)изоляцию. Тут же, как по мановению волшебной палочки, стал раскручиваться счетчик заражённых. Уже поговаривали, что неделей всё не обойдётся. 3 апреля президент снова выступил с телеобращением - принятых мер недостаточно и надо продлить карантин аж до конца апреля. Кто будет оплачивать всё это стало понятно достаточно скоро – мы с вами, путем урезания зарплат и массовых сокращений. Так большинство компаний закрыты, но обязаны выплачивать заработную плату, арендные платежи, обязательства по кредитам. У нас в компании, как и во многих других сферах, зарплата формируется из скромной окладной части и солидной премиальной (которая зависит от объёма продаж). Нет результата труда – считай нет зарплаты, получаешь голый оклад. И это только пол беды. Вскоре негласно появился список тех, кого будут ждать первыми в отделе кадров после того, как всё закончится. Но закончится ли? Дополнительный месяц нагрузки на бизнес, после которого лавинообразное повышение цен и катастрофическое падение спроса.

 Под моим окном проходит наряд полиции, людей на улице практически не видно. А половина проходящих мимо - в несуразных масках, самодельных или из ближайшего строительного магазина, которые защищают в лучшем случае от пыли. Кругом говорят об очередных ограничениях – нельзя выходить на улицу без разрешения, нельзя прогуляться на свежем воздухе с детьми, но при этом почему то можно погулять с собакой. То ли дети мои хуже собаки. То ли собака лучше моих детей. Поговаривают, что хотят ввести отслеживание местоположения граждан по службе геолокации в их смартфонах, а также ввести ограничения на передвижение на личном автомобиле. Чтобы неповадно было нарушать вводят какие-то запредельные штрафы. Законы штампуются один за другим, не соответствующие конституции и зачастую абсурдные. В этот момент кто-то фотографирует военную технику на въезде в город. С кем воевать собираются? За эту неделю возможно я уже стал безработным многодетным отцом. Пока я этого не знаю, но точно знаю, что за меня уже всё решили. Точно так же как я знаю, что мне надо выплачивать кредит, а супруге, у которой своё ИП, арендную плату, при том что она сейчас тоже с лёгкой руки государства не работает и лишь несёт убытки. Да, позади было много кризисов. Помню в декабре 2008 года, перед самым новым годом, очередь из бывших сотрудников в кассе – за расчётом. Сейчас этой компании уже нет… Потом в конце 2014 года - аналогичная ситуация, крупный в прошлом автодилер до сих пор еле держится на плаву сдавая свои помещения в аренду. Но все те кризисы другие. Сейчас мы только вступаем в новый, куда более непростой. Спустя неделю есть чёткое ощущение, что государство сделало всё, что можно, чтобы ещё более усугубить ситуацию, которая только начинала развиваться. По дурости или специально, чтобы под ширмой эпидемии скрыть последствия своей экономической политики? Ведь как удобно было бы списать на последствия карантина обанкротившиеся кампании и потерявших работу и сбережения людей. Как изощренно можно подогнать время введения карантина на тот самый момент, когда экономика только сваливается в пике, чтобы после отмены его на оставшихся руинах торжественно объявить о победе над пандемией. А сейчас люди в ужасе сидят по домам, смотрят новости и ощущают себя как в средневековой Европе во время чумы. Истерия нарастает. Но большинство ещё не понимает, что вирус пропадёт так же неожиданно как появился, а разрушенная экономика и урезанные по случаю права и свободы скорее всего останутся. А пока запасемся попкорном и смотрим. Впереди самое интересное!

Продолжение следует…