Найти в Дзене
Lucy Fowles

"Хочу организовывать свадьбы! Научите!"

Красиво, правда? Закат, Крымские горы, влюблённая пара и много рабочих часов, которые остаются за кадром. Наш проект в локации "Алимова Балка", Крым.
Красиво, правда? Закат, Крымские горы, влюблённая пара и много рабочих часов, которые остаются за кадром. Наш проект в локации "Алимова Балка", Крым.

"Хочу организовывать свадьбы!" - Вот с таким запросом не единожды стучались ко мне юные красавицы с горящими глазами и верой в собственные силы. Молодые девчёнки, лет так 18 - 22, побывав на паре-тройке свадеб или случайно занесённые ветром на свадебную выставку, но уже напитанные потрясающе красивыми фотографиями из аккаунтов ведущих свадебных планировщиков и агентств. Каждая из них уже видела себя - сидящую в дорогом брючном костюме со стильной папкой, утопая в мягкости кресла белоснежного офиса, заваленного свежайшими цветами и шелковистыми листами каталогов.

Вот как-то так видит себя каждая соискательница работы в свадебном бизнесе. На фото - Шэннон Лихи - одна из самых востребованных свадебных планировщиков в США (от себя скажу - работы и команда у нее действительно потрясающие).
Вот как-то так видит себя каждая соискательница работы в свадебном бизнесе. На фото - Шэннон Лихи - одна из самых востребованных свадебных планировщиков в США (от себя скажу - работы и команда у нее действительно потрясающие).

Но надежды на скорую раскрутку и красивые фотоньки в инстаграмме с подписью "Мой проект" вкупе с белоснежным офисом и дорогим костюмом тают быстрее чем таблетка растворимого панадола от головной боли. А головная боль будет частой. И долгой. В чём же особенность организации свадебных торжеств и почему ожидания далеко не всегда совпадают с реальностью у новоприбывших юных "организаторов/координаторов"?

Давайте разбираться)

Когда увидела эту картинку впервые - смеялась полчаса. Потом захотелось плакать.
Когда увидела эту картинку впервые - смеялась полчаса. Потом захотелось плакать.

Начнем с простого - во-первых - организация даже небольшой свадьбы может оказаться весьма трудоёмким процессом. Даже не так - никогда не знаешь, когда схема "заявления-кольца-платье/костюм-ресторан-ведущий-гости-развлекательная программа" превратится для молодожён и организаторов в нечто подобное:

Так бывает. Редко (опыт-то нарабатывается со временем), но бывает.
Так бывает. Редко (опыт-то нарабатывается со временем), но бывает.

Почему же так случается? Все просто - в-первую очередь работа организатором свадеб - это сфера услуг. И в ней действуют те же законы, что и везде. Клиенты платят деньги, и зачастую очень большие для себя деньги, и конечно же хотят получить за них всё, что только возможно. Заключая договор с парами (это, кстати, очень важный момент) - я всегда оговариваю заранее все возможные условия и допущения. Например, когда пара получает опцию "сопровождающего консультанта" - специально приставленного координатора, который в любое время готов ответить на все вопросы, я всегда оговариваю - что "любое время" - это с 9:00 до 20:00. Была у меня одна невеста - классная, милая, но очень поддающаяся панике с пустого места. Она могла позвонить или написать в соцсети в 2 -3 часа ночи, а к утру у меня бывало по 10 сообщений - из разряда "не отвечаете, значит - кинули!". Требовалось немало выдержки и медитаций для того, чтобы не аннулировать договор (спойлер - свадьба в итоге была отличная, но дёргало меня еще долго). И эта короткая зарисовка приводит нас к основной мысли - для начинающего организатора торжеств необыкновенно важны несколько качеств:

- стрессоустойчивость (даже если перед вашим лицом улетает в море свадебная арка с яхты - надо мило улыбаться и говорить, что это "Wow -эффект", а при этом набирать номер ближайшего клуба дайверов)))));

- базовые знания психологии конфликтов - качество, которое вероятнее наработается в процессе;

- грамотность - в первую очередь в речи

- сообразительность и быстрота реагирования на нестандартные ситуации - а они способны возникнуть на пустом месте

- умение собирать и обрабатывать информацию - для примера, одной из пришедших девчёнок я дала тестовое задание - мне нужен был срез информации по акциям для молодожёнов в отелях в конкретном городе на конкретный период (выполнить просто - заходим в гугл, ищем отели и контактные номера - звоним и вуаля - получаем либо не получаем информацию). Объяснила, что делать, повторила. Через 2 часа она скинула мне перечень ссылок на сайты отелей. На вопрос, а где информация - мне было сказано - "ну, я стесняюсь звонить".

- умение и желание работать с людьми - вроде странный пункт, но многие девчёнки отказываются от мечты именно из-за этого пункта. Напоминаю - мы всё еще в сфере услуг, а как клиенты, так и подрядчики - это живые люди со своими тараканами. И часто эти тараканы - размером с хорошего коня.

- ответственность личная и психологическая выносливость, чтобы вынести ответственность за важный день посторонних людей.

Фото Дениса Клименко. Одна из наших самых любимых пар 2018 года)
Фото Дениса Клименко. Одна из наших самых любимых пар 2018 года)

И, наверное, самое вкусненькое - о заработках в сфере организации свадеб. Вот тут-то и зарыта самая большая собака фишка. Рассчитывать, что едва придя в агентство работать координатором/организатором соискательница будет сразу зарабатывать так, что через месяцок будет рассекать на новеньком авто - не стоит. Да и через полгода тоже не стоит)

Образ агентства - это рекламный ход и всё должно быть действительно идеально: хороший удобный офис с приятной атмосферой; тонны различной макулатуры хорошего качества (каталоги и т.д. - мы правда отказались от этого в пользу демонстрации на экране презентаций, но все равно встречаются достаточно часто клиенты, которым важно "подержать в руках" каталог); SMM - менеджемент (а хорошее ведение соцсетей стоит хороших денег) и реклама - проклятая бездна, высасывающая досуха (конкуренция огромная - и ты должен если не быть лучшим во-всём, то хотя бы играть роль лучшего); если так покопаться, то содержание агентства выходит в неплохую такую сумму.

Приятные суммы с большим количеством нулей получают по-настоящему хорошие ведущие (таких немного - тех, кто способен вытянуть на себе всю свадьбу и при этом душой гореть за каждую пару); хорошие деньги получают декораторы - хотя если посчитать себестоимость некоторых инсталляций и затраченных человекочасов - начинаешь сомневаться в прибыльности их бизнеса. А вот с агентствами немного сложнее - во-первых сезонность работы - понятно, что летом - осенью свадеб куда больше, чем зимой-весной - поэтому стабильного заработка нет и владельцу надо продумывать все шаги наперед, особенно, если у него есть постоянный штат сотрудников. И основной заработок агентства - это либо фиксированная оплата за разработку и сопровождение проекта, либо проценты от общей суммы оказанных услуг - у всех по-разному. А если вычесть оттуда все накладные расходы на содержание агентства, налоги и оплату труда постоянных сотрудников - в итоге оказывается не так уж и много.

Так вот, о заработках организаторов/координаторов свадеб: если агентство предлагает стабильную белую зарплату - то частенько она будет невелика и количество выполненной работы и полученных денег вероятно будет сильно не совпадать. Поэтому (я и считаю, что это самый правильный подход) - оплата работы чаще всего сдельная. И она может варьироваться от 2-3000 до 15 000 (редко) за мероприятие в среднем. Дорогие свадьбы - с бюджетами от 2 - 3 миллионов и выше достаточно редки. Чаще всего (я называю это средний сегмент - на самом деле самая комфортная и оправданная стоимость небольшой свадьбы для обычных людей со средним доходом) - свадьба стоит от 600000 до 1,5 млн. Бывают и достаточно часто - бюджеты и гораздо меньше, но при этом выглядят они потрясающе - и это благодаря слаженной работе пары и выбранных подрядчиков - это те случаи, когда экономия была рассчитана правильно и вместо тучи ненужных услуг или атрибутики деньги были потрачены на то, что действительно важно.

Так, что не стоит думать, что в этом бизнесе правит всем "длинный рубль" - работа и оплата за нее стараются держаться в балансе. Хотя не всегда, но об этом в другой раз - давно вынашиваю мысль о статье про обманы и хитрые ходы агентств и чем они оборачиваются.

Резюмируя все вышесказанное могу сказать одно - работа в сфере организации торжеств потрясающе интересная, нервная и захватывающая, но может оказаться крайне выматывающей. Этим делом нужно гореть и действительно жить в этой сфере, иначе ничего не получится. Как опыт для молодой девушки или молодого человека, ищущего себя - такая работа может оказаться очень полезной, ведь тут действительно есть возможность узнать гораздо больше и о людях и о себе. Но этот опыт может оказаться травмирующим. Нужно верно рассчитывать свои силы и способности - и тогда всё получится.

И последняя, но важная мысль: "клиент всегда всегда прав, но организатор бывает правее".

P.S. Кстати - вот сейчас, в период карантина самоизоляции, наша сфера оказалась в самом печальном положении. Наш бизнес - развлекательный, нам хорошо, когда всем вокруг хорошо: поэтому пока мы замерли в ожидании - что же будет дальше. Но я верю, что всё будет хорошо.