"Хочу организовывать свадьбы!" - Вот с таким запросом не единожды стучались ко мне юные красавицы с горящими глазами и верой в собственные силы. Молодые девчёнки, лет так 18 - 22, побывав на паре-тройке свадеб или случайно занесённые ветром на свадебную выставку, но уже напитанные потрясающе красивыми фотографиями из аккаунтов ведущих свадебных планировщиков и агентств. Каждая из них уже видела себя - сидящую в дорогом брючном костюме со стильной папкой, утопая в мягкости кресла белоснежного офиса, заваленного свежайшими цветами и шелковистыми листами каталогов.
Но надежды на скорую раскрутку и красивые фотоньки в инстаграмме с подписью "Мой проект" вкупе с белоснежным офисом и дорогим костюмом тают быстрее чем таблетка растворимого панадола от головной боли. А головная боль будет частой. И долгой. В чём же особенность организации свадебных торжеств и почему ожидания далеко не всегда совпадают с реальностью у новоприбывших юных "организаторов/координаторов"?
Давайте разбираться)
Начнем с простого - во-первых - организация даже небольшой свадьбы может оказаться весьма трудоёмким процессом. Даже не так - никогда не знаешь, когда схема "заявления-кольца-платье/костюм-ресторан-ведущий-гости-развлекательная программа" превратится для молодожён и организаторов в нечто подобное:
Почему же так случается? Все просто - в-первую очередь работа организатором свадеб - это сфера услуг. И в ней действуют те же законы, что и везде. Клиенты платят деньги, и зачастую очень большие для себя деньги, и конечно же хотят получить за них всё, что только возможно. Заключая договор с парами (это, кстати, очень важный момент) - я всегда оговариваю заранее все возможные условия и допущения. Например, когда пара получает опцию "сопровождающего консультанта" - специально приставленного координатора, который в любое время готов ответить на все вопросы, я всегда оговариваю - что "любое время" - это с 9:00 до 20:00. Была у меня одна невеста - классная, милая, но очень поддающаяся панике с пустого места. Она могла позвонить или написать в соцсети в 2 -3 часа ночи, а к утру у меня бывало по 10 сообщений - из разряда "не отвечаете, значит - кинули!". Требовалось немало выдержки и медитаций для того, чтобы не аннулировать договор (спойлер - свадьба в итоге была отличная, но дёргало меня еще долго). И эта короткая зарисовка приводит нас к основной мысли - для начинающего организатора торжеств необыкновенно важны несколько качеств:
- стрессоустойчивость (даже если перед вашим лицом улетает в море свадебная арка с яхты - надо мило улыбаться и говорить, что это "Wow -эффект", а при этом набирать номер ближайшего клуба дайверов)))));
- базовые знания психологии конфликтов - качество, которое вероятнее наработается в процессе;
- грамотность - в первую очередь в речи
- сообразительность и быстрота реагирования на нестандартные ситуации - а они способны возникнуть на пустом месте
- умение собирать и обрабатывать информацию - для примера, одной из пришедших девчёнок я дала тестовое задание - мне нужен был срез информации по акциям для молодожёнов в отелях в конкретном городе на конкретный период (выполнить просто - заходим в гугл, ищем отели и контактные номера - звоним и вуаля - получаем либо не получаем информацию). Объяснила, что делать, повторила. Через 2 часа она скинула мне перечень ссылок на сайты отелей. На вопрос, а где информация - мне было сказано - "ну, я стесняюсь звонить".
- умение и желание работать с людьми - вроде странный пункт, но многие девчёнки отказываются от мечты именно из-за этого пункта. Напоминаю - мы всё еще в сфере услуг, а как клиенты, так и подрядчики - это живые люди со своими тараканами. И часто эти тараканы - размером с хорошего коня.
- ответственность личная и психологическая выносливость, чтобы вынести ответственность за важный день посторонних людей.
И, наверное, самое вкусненькое - о заработках в сфере организации свадеб. Вот тут-то и зарыта самая большая собака фишка. Рассчитывать, что едва придя в агентство работать координатором/организатором соискательница будет сразу зарабатывать так, что через месяцок будет рассекать на новеньком авто - не стоит. Да и через полгода тоже не стоит)
Образ агентства - это рекламный ход и всё должно быть действительно идеально: хороший удобный офис с приятной атмосферой; тонны различной макулатуры хорошего качества (каталоги и т.д. - мы правда отказались от этого в пользу демонстрации на экране презентаций, но все равно встречаются достаточно часто клиенты, которым важно "подержать в руках" каталог); SMM - менеджемент (а хорошее ведение соцсетей стоит хороших денег) и реклама - проклятая бездна, высасывающая досуха (конкуренция огромная - и ты должен если не быть лучшим во-всём, то хотя бы играть роль лучшего); если так покопаться, то содержание агентства выходит в неплохую такую сумму.
Приятные суммы с большим количеством нулей получают по-настоящему хорошие ведущие (таких немного - тех, кто способен вытянуть на себе всю свадьбу и при этом душой гореть за каждую пару); хорошие деньги получают декораторы - хотя если посчитать себестоимость некоторых инсталляций и затраченных человекочасов - начинаешь сомневаться в прибыльности их бизнеса. А вот с агентствами немного сложнее - во-первых сезонность работы - понятно, что летом - осенью свадеб куда больше, чем зимой-весной - поэтому стабильного заработка нет и владельцу надо продумывать все шаги наперед, особенно, если у него есть постоянный штат сотрудников. И основной заработок агентства - это либо фиксированная оплата за разработку и сопровождение проекта, либо проценты от общей суммы оказанных услуг - у всех по-разному. А если вычесть оттуда все накладные расходы на содержание агентства, налоги и оплату труда постоянных сотрудников - в итоге оказывается не так уж и много.
Так вот, о заработках организаторов/координаторов свадеб: если агентство предлагает стабильную белую зарплату - то частенько она будет невелика и количество выполненной работы и полученных денег вероятно будет сильно не совпадать. Поэтому (я и считаю, что это самый правильный подход) - оплата работы чаще всего сдельная. И она может варьироваться от 2-3000 до 15 000 (редко) за мероприятие в среднем. Дорогие свадьбы - с бюджетами от 2 - 3 миллионов и выше достаточно редки. Чаще всего (я называю это средний сегмент - на самом деле самая комфортная и оправданная стоимость небольшой свадьбы для обычных людей со средним доходом) - свадьба стоит от 600000 до 1,5 млн. Бывают и достаточно часто - бюджеты и гораздо меньше, но при этом выглядят они потрясающе - и это благодаря слаженной работе пары и выбранных подрядчиков - это те случаи, когда экономия была рассчитана правильно и вместо тучи ненужных услуг или атрибутики деньги были потрачены на то, что действительно важно.
Так, что не стоит думать, что в этом бизнесе правит всем "длинный рубль" - работа и оплата за нее стараются держаться в балансе. Хотя не всегда, но об этом в другой раз - давно вынашиваю мысль о статье про обманы и хитрые ходы агентств и чем они оборачиваются.
Резюмируя все вышесказанное могу сказать одно - работа в сфере организации торжеств потрясающе интересная, нервная и захватывающая, но может оказаться крайне выматывающей. Этим делом нужно гореть и действительно жить в этой сфере, иначе ничего не получится. Как опыт для молодой девушки или молодого человека, ищущего себя - такая работа может оказаться очень полезной, ведь тут действительно есть возможность узнать гораздо больше и о людях и о себе. Но этот опыт может оказаться травмирующим. Нужно верно рассчитывать свои силы и способности - и тогда всё получится.
И последняя, но важная мысль: "клиент всегда всегда прав, но организатор бывает правее".
P.S. Кстати - вот сейчас, в период карантина самоизоляции, наша сфера оказалась в самом печальном положении. Наш бизнес - развлекательный, нам хорошо, когда всем вокруг хорошо: поэтому пока мы замерли в ожидании - что же будет дальше. Но я верю, что всё будет хорошо.