Эта история - заключительная часть одного большого рассказа, для удобства чтения которого я разделил его на 3 части. Для того, чтобы вникнуть в суть, советую вам прочитать первые 2 части.
Первая часть.
Вторая часть.
В процессе оформления документов на приобретение второго хостела мы познакомились в одним парнем - создателем популярного паблика по поиску жилья без агентов в Петербурге, с диалоге с которым родилась идея сделать не второй хостел, а что-то типа апартаментов с помесячной арендой. По сути, современная коммуналка или, как сейчас модно называть, колливинг. Идея выглядела здраво, я был в целом не против, ведь в таком случае мы немного диверсифицировали наши активы, так как сдача квартир помесячно и хостел - это совершенно разные виды бизнеса с разной аудиторией. Для меня это было логичное вложение средств, которые мы отбили за время ЧМ. И когда все это решили, я уехал в путешествие.
Вернувшись где-то через 3 недели (я тогда добирался по земле из Болгарии через Румынию, Молдавию, Украину и Беларусь в Питер), у нас с третьим парнем (тем самым, который был создатель паблика для поиска жилья) назрел конфликт. Он не понимал, почему я там не появлялся месяц, я не понимал, чего это он тут права качает, не вложив в проект ни копейки. И тогда мой партнер предложил мне выйти из данного проекта колливинга с возвратом всех вложений, при этом оставаясь в доле в хостеле, как и было прежде. Взвесив все pro & contra, я согласился.
Хостел далее жил по инерции: мое внимание больше было сосредоточено на путешествиях и репетиторстве (а еще была Академия наук, кстати, и аспирантура), а товарищ занялся новым проектом. Нет, мы, разумеется, внимание нашему объекту уделяли, но огонек начал угасать. Я понял, что не могу сидеть на одном месте и мне просто необходимо путешествовать, но, когда я был в городе, я всегда старался заехать, и был на подхвате. Однако, финансовые показатели с каждым месяцем стали ухудшаться. Мы надеялись на школьные группы - они занимали наш хостел практически 5 месяцев в году, однако у них были очень жесткие условия по оплате, да и обычно они брали самые пиковые даты по средней цене. И даже лето 2019 года уже было не таким радужным, как предыдущее. А тут еще приняли закон о запрете размещения гостиничных объектов в жилых помещениях, а у нас как раз было такое помещение.
Да, сейчас многие могут написать: "Законопроект был уже давно, эти риски можно было просчитать!". В том то и дело, что закон лежал на рассмотрении в первом чтении лет 6, наверное. И сами хостельеры (прикиньте, в Питере есть целая ассоциация) даже были за разработку такого закона, чтобы улучшить имидж хостелов, так как для большинства непосвященных людей это было что-то сродни общаги для нелегалов из Средней Азии. Однако, вместо проработки закона и четких критериев разделения понятий между нелегальной общагой длительного содержания и туристическим хостелом, за которые выступало, кстати, даже Минэкономразвития, наши законодатели решили не париться и просто запретить все. Рубанули по-живому. Хорошо хоть с 1 мая не закрыли, а только с 1 октября.
Другие могут возразить, что от этого нечеткого закона можно было легко уйти, предоставляя гостям не услуги туристического размещения, а посуточную аренду комнат, которую никто вроде как не запрещал. Многие хостельеры как раз перешли на такой формат. Но, во-первых, он требует дополнительной бумажной волокиты, а во-вторых, по факту с 1 октября к нам в хостел так никто за 4 месяца и не пришел, хотя никто особо и не скрывался. Да и мы уже понимали, что психологически никто из нас не получает удовольствия от этой деятельности, которая отнимает не только временные, но и финансовые ресурсы. Мы предполагали такое развитие событий еще вначале, но думали, что в таком случае просто продадим бизнес за ту же цену, за которую взяли, или даже выше, вернем свои вложения и будем двигаться дальше. Но никто из приличных агентств по продаже готового бизнеса с нами связываться уже не хотел, так как формально мы были вне правового поля.
А в январе этого года у нас закончился договор аренды. Как оно обычно бывает, договор заключался на 11 месяцев по просьбе арендодателя, чтобы не платить налоги, как от предпринимательской деятельности. И перед подписанием договора мы приняли решение не продлевать его. Более того, мой партнер, эмоционально выжатый от всего того, что на него тогда навалилось, предложил мне забрать хостел в единоличное владение. Но я отказался, так как понимал, что не хочу им заниматься.
В итоге, с учетом стоимости покупки готового бизнеса, чистые потери у меня составили порядка 50000 рублей за 2 года. У партнера, как я понимаю, немного больше, так как налоги с ИП по итогам прошлого года он уже платил не с прибыли хостела (которой не было), а из личных средств. Конечно, про никакой вирус мы тогда не думали. И, вероятнее всего, если бы мы все-таки оставили себе хостел (а такие мысли были, были даже мысли взять еще один), то мы сейчас находились бы в полнейшей жопе. Так что все не так уж и плохо, на самом деле, все познается в сравнении.
Вообще, это был интересный жизненный опыт. Не считая того, что я практически всегда имел как минимум одну свободную кровать в центре города прямо на Невском (что, безусловно, очень круто), я получил практический навык ведения бизнеса (пусть и не единолично), а как же развил в себе способности управления, пусть и немногочисленного коллектива. И, конечно же, навык совместной работы и взаимовыручки. Интересно, я теперь могу это вписать в свое резюме? :)
Выводы, которые я сделал, попробовав себя в роли предпринимателя в России, вы можете прочитать по данной ссылке.