Найти тему
Серж Бердников

Ученые доказали, что изоляция приводит к скуке. А что дальше?

Человек-существо социальное. И если разорвать социальные связи, то через некоторое время он начнет...

Американские ученые (ох, как же мне они нравятся, больше, чем британские) произвели ряд экспериментов, где испытуемого поместили в изоляционную камеру, и держали его на протяжении нескольких дней. В 1998 году молодой дизайнер Стефания Фоллини согласилась на участие в уникальном эксперименте NASA, чтобы изучить эффекты изоляции, связанные с космическими путешествиями. Она провела там 130 дней, в камере из оргстекла. Из-за отсутствия часов и различий между днем и ночью, организм Фоллини вышел и строя, а режим сна полностью сбился. День у неё длился 20-25 часов, а ночь до 10 часов. Когда она вышла наружу, ей показалось, что она провела время в камере наполовину от отведенного. Спасало Фоллини лишь то, что у неё находились книги, и подручные средства.

Однако не так давно ещё в одном эксперименте ученые выдвинули такую теорию. Если человеку скучно, он предпочтет в таком случае такие стимулы, которые могут быть даже вредны его здоровью. Наш мозг похож на "голодную" губку, он постоянно впитывает в себя информацию для стимуляции нейронов. И, получая стимулы, мозг развивается. Миллионы сигналов поступает в него, позволяя ему находиться в рабочем режиме. А что если все эти стимулы убрать? Книги, смартфоны, контакты с людьми, кино, и т.д. Что если это на какое-то время убрать? Появится скука!

Что такое скука? Считается, что эта эмоция представляет собой менее интенсивную форму отвращения.

-3

На этой схеме, составленной Робертом Плутчиком, эмоции расположены по кругу. Обратите внимание, что эмоция скуки находится на одном лепестке с неудовольствием и отвращением.

Это одни и те же эмоции, разница в их интенсивности. То есть скука отталкивает нас от ситуаций с низкой интенсивностью, поскольку разнообразие и стимуляция ведет к нейрогенезу - росту клеток мозга. Мы стали такими, какие мы есть потому, что от скуки ставили перед собой и решали более сложные задачи, развивая тем самым свой мозг. И что может произойти, когда у нас могут быть отрезаны социальные связи и другие стимулы?

В одном небольшом эксперименте ученые попросили троих участников (и лишь один из них был настоящим испытуемым, остальные были актерами) изучить предметы, находящиеся в комнате. И один из предметов случайным образом бил током. Испытуемый, испытав на себе действие тока, наотрез отказался повторить этот эксперимент. Затем его поместили в комнату, где он находился совершенно один, без предыдущих участников. И поместили в ней тот самый аппарат, который бил током. Уже через минуту участник стал перемещаться по комнате, изучал местные шкафы и т.д. Было видно, что ему скучно. И буквально чрез 3 минуты он использовал аппарат против себя, и ударил себя током. А ещё через 3-4 минуты повторил эту процедуру. Вывод - человек интуитивно ищет себе такое занятие, которое будет стимулировать его мозг на большие ощущения.

-5

С социальными связями прямая аналогия. Ведя "затворнический" образ жизни мозг не получает стимулов. Человек находит замену этим стимулам, но по факту стимул от живого контакта не сравним со стимулом общения в он-лайн. И через время человеку приходится снова и снова искать новые стимулы, сравнимые со стимулом общения вживую. Однако никакие стимулы не сравнимы с этим. Посколько в момент живого общения вырабатываются гормоны, которые в других случаях не вырабатываются. Норадреналин, эндорфины и многие другие. В он-лайне мы находимся под некоторой защитой, поэтому стимулы не такие сильные. Сильных стимулов нет, гормонов нет, что дальше? А дальше поиск таких занятий, которые хоть как-то смогут подвести к подобной степени интенсивности, качества. Но что бы вы не делали, ничего не выйдет. И это начало конца.

Разрыв социальных связей - это прямая дорога к ухудшению способностей нашего мозга. И ученые это смогли доказать. Не зря же все они в один голос трубят, насколько негативно влияют гаджеты на развитие ребенка. А это как раз один из способов разрыва социальных связей.

-6

Берегите себя и свой мозг. Общайтесь, и желательно вживую! В городе, где полно народу, можно испытать чувство одиночества. Или заскучать. Поэтому не скучайте и живите ПОЛНОЙ жизнью! Радуйте себя всякими приятностями и чаще стимулируйте свой мозг новыми открытиями.