Найти тему

6 фактов о Северном вокзале Москвы, о которых вы не знали

3 подсказки: построен через 11 лет после имперского Николаевского вокзала, является нулевым километром самой длинной в МИРЕ железной дороги, сюда прибыл в 2001 году тогдашний лидер КНДР Ким Чен Ир. Да, речь о Ярославском вокзале. И о не очевидных фактах о нем.

1. Почему Северный?

Ярославский вокзал был не только Северным, поначалу он назывался Троицким. Возвели его в 1862 году. По сравнению с расположенным рядом ухоженным и даже аристократичным Николаевским (будущим Ленинградским) вокзалом, он был проще. Как и его пассажиры – в основном трудяги. Да и построен он был изначально для поездок в православный центр – Сергиев Посад. Поэтому и кирпичное здание вокзала было окрашено в белый цвет, как «белокаменные» храмы.

Не такой уж и дальний путь, всего 64 версты. А в конце железной дороги – тупик с большим деревянным крестом. Как то не очень позитивно. После креста – пути в Сибирь и на Север. То есть туда, где земли, богатые золотом, солью, железной рудой и углем, и реки-леса, полные рыбой и пушным зверем. Только как вывезти? По российским дорогам много не перевезешь. Выход – «чугунка». Поэтому уже в 1870 году дорогу продлили до Ярославля. Подключившиеся крупные промышленники профинансировали «чугунку» до Архангельска, строительство пошло шибче. Нагрузка на дорогу увеличилась. И за счет новых пассажиров, и из-за потока грузовых перевозок. Нужно было расширять старое здание вокзала.

Автором нового проекта стал Федор Шехтель. Именно его здание мы видим и сейчас. Архитектурная находка – огромная входная арка, как будто вход в крепость. Усиливает эффект киль козырька и пилоны на входе. А полугруглый сегмент, как часть толстой башни с низкой крышей – напоминает крепость на Ладоге, не правда ли? Получился такой очень русский вокзал. Как и задумывалось.

Ярославский вокзал, 1910 год
Ярославский вокзал, 1910 год

На 33 года вокзал потерял свое имя. Вместо Ярославского стал Северным. Дело в том, что в конце 20-ых годов XX века Ярославскую губернию накрыл крестьянский бунт. Восстание удалось подавить в 1921 году большой кровью, а по Волге «словно плоты плыли тела людей». Чтобы название «ярославский» не напоминало об этой странице истории, с 1922 по 1955 год вокзал именовался Северным. Хотя в народе его все равно называли по-старому.

1965 год
1965 год

2. Нулевой километр Транссиба

Великий Сибирский путь или транссибирская магистраль ведет свой отсчет именно с Ярославского вокзала. Здесь ее нулевой километр. Длина магистрали 9288,2 км, и это самая длинная железная дорога в мире. А еще отсюда отправлялись поезда на всесоюзные стройки Сибири и Дальнего Востока: БАМ, ГЭС на Оби, Иртыше и Енисее. Комсомольские бригады, стройотряды - все шумно провожались с платформ этого вокзала.

3. Вне расписания

Сюда в июле 1994 года из изгнания поездом из Владивостока вернулся Александр Солженицын, рассказавший миру правду о Гулаге. Его встречала на вокзале многотысячная толпа. А 3 августа 2001 года на Ярославский вокзал прибыл бронированный поезд с Ким Чен Иром. Чтобы пропустить без остановок такого важного гостя, Транссиб тормозил обычные поезда. Иногда на 8 часов. Практически как автопробка при проезде «важных» машин. Издержки гостеприимства, ничего не поделаешь.

1990 год
1990 год

4. Лучшая солянка в Москве

Вы успели попробовать солянку на Ярославском? В 1960-1980 годах в вокзальном ресторане подавали лучшую в Москве солянку. И это мнение не просто пассажиров. Ее оценили знатоки и гурманы, приезжающие сюда специально отведать и насладиться правильным вкусом. Поварской талант и полное соблюдение рецептуры – залог успеха. И это не просто два-в-одном суп-второе блюдо из остатков мясных продуктов, соленых огурцов, томата и лимона. Давно ли вы ели соляночку, чтоб с говяжьими почками, сосисками в нарезку и точной дозировкой лимончика и маслин? Нет? Тогда вы не ели настоящую сборную селянку (солянку).

5. Сбор платы с провожающих

Хотите проводить отъезжающих или встретить приехавших прямо на перроне? Платите 45 копеек в кассу. Именно так попробовали в 1961 году на Ярославском вокзале уменьшить количество случайных людей. Потом эту практику подхватили и другие вокзалы Москвы. И ведь помогло. Толпы на перронах стало значительно меньше.

6. Вагонная гостиница

Куда девать списанные вагоны? На Ярославском вокзале в 1995 году впервые в них организовали гостиницу. А что, купейные места шли на ура для транзитников, которые не хотят проводить ночь на скамье в зале ожидания. Хоть выспаться можно, да и за вещи не страшно. Но недолго работала эта гостиница. Как магнитом сюда притягивались воры и любители выпить. Драки, шум, кражи, - пришлось закрыть этот проект.

Сейчас вокзал отреставрирован и радует «малахитовой» отделкой, занимая равное место среди трех вокзалов на Комсомольской площади.

2016 год
2016 год
Буду благодарна за комментарии и лайки. Подпишитесь на канал и путешествуйте с нами. Наши исторические экскурсии:
о Москве --> Роковая роль двух ливней: из истории площади трех вокзалов
о Сокольниках --> Удивительная находка: замурованный склеп под больницей
о путешествиях --> Святые и грешники: судьба страны в замке Вартбург