В чём смысл существования современного кинокритика?
Фильмов он не снимает, сценарии не пишет. В высказываниях часто демонстрирует резкость, а то и вовсе некомпетентность.
Режиссёры при создании фильмов работают с продюсерами, а не с критиками. Да и нередки случаи, когда профессионалы пера громили ленту, а зрители смотрели и приносили создателям деньги.
Кажется, будто критик — это паразит, который ничего не производит, а лишь без конца ворчит.
На самом деле это отчасти правда, но не полная. У критиков есть важная функция.
Но сначала заглянем на минуточку в СССР.
Критики в СССР
В советское время дефицита в критиках не было. По запросу «кинокритики СССР» только лишь википедия выдаёт 82 имени.
Многие из них — выпускники театральных ВУЗов или институтов кинематографии. Члены разных союзов: писателей, художников. В общем люди, близкие к кино.
А какие пассажи они сочиняли!
Не хочется верить, что «Звездные войны» поставил такой неординарный режиссер, как Джордж Лукас.
И трюковая изобретательность, и появление комической пары роботов, подобранных по принципу Пата и Паташона, и высокая техника съемки, и беспроигрышные приемы, заимствованные то у вестерна, то у костюмного фильма приключений, выглядят как вставные номера.
Сколько раз уже герой и героиня, предварительно поцеловавшись, летели на длинном канате по диагонали экрана. Теперь это проделывают Люк и Лейя. Можно на минуту развлечься, разглядывая забавные маски посетителей космического салуна или инопланетное животное, роль которого исполняет слон с наклеенной шерстью и прикрепленными к голове рогами.
Однако тут же вслед за этим снова становится скучно. Коммерческий успех превратил Лукаса в типично голливудского продюсера-дельца, эксплуатирующего единожды найденное, до тех пор пока оно приносит прибыль, хотя бы и бесконечно
Эту заметку про «Звёздные войны» написала в 1987 году Елена Карцева, кандидат искусствоведения. Не знаю как вам, но я даже прочитал это с трудом. Для кого это написано?
Что касается искусства, его нет ни в этих лентах, ни в других. Дж. Лукас в сущности перенес вестерн, гангстерский жанр и фильм ужасов в галактические пространства.
А это мнение Ольги Нечай, автора учебного пособия «Основы киноискусства».
Был ли какой-то прок от подобной критики? Вопрос не требует ответа.
Критик сегодня
Давайте будем честны — сегодня критик это, по сути, блогер. Пишет ли он в журнал или на своём сайте — он работает с аудиторией, с людьми, которые к критику прислушиваются и ориентируются на его мнение.
Нередко вокруг критиков вырастает целое сообщество неравнодушных читателей.
Но зачем это всё нужно и как помогает производителям кино?
Критик, с помощью своих статей и обзоров, привлекает внимание к фильмам. Да, он не умеет снимать кино, но зато умеет работать с площадкой и аудиторией.
Знает, на какие темы лучше надавить и на что обратить внимание. Понимает, когда нужно высказаться резко, чтобы задеть мозоль. Умеет создавать хайп и провоцировать людей на эмоции и обсуждения.
А если фильм обсуждают — значит его, возможно, посмотрят.
Кто может сегодня захватить внимание зрителей? Тот, кто умеет красиво говорить.
Так что современный кинокритик — это глашатай и рекламщик. Пиарщик и немного СММщик. И ему совсем необязательно разбираться в кино, если он умеет увлекательно писать или, на худой конец, хотя бы громко и уверенно кричать.