Esbjörn Svensson Trio – один из самых успешных джазовых коллективов 21 века. Но перспективную карьеру оборвала трагическая смерть фронтмена.
Смерть под Стокгольмом
Много лет назад я увлекся джазовой музыкой. Причем, в первую очередь меня заинтересовал инструментальный джаз-рок. За годы увлечения этим жанром собралась довольно солидная коллекция исполнителей – от Джона Колтрейна и Джона Маклафлина до Эла Ди Меолы и Пата Метени и многих других инструменталистов. Одно время много слушал современных исполнителей. Но особое место в моей коллекции джаза и моем сердце занимает творчество шведского пианиста и композитора Эсбьёрна Свенссона и его джазового ансамбля Esbjörn Svensson Trio (E.S.T.).
К сожалению, жизнь этого талантливого музыканта оборвалась слишком рано. Эсбьёрн страстно увлекался подводным плаванием и был заядлым дайвером. Двенадцать лет назад, в самом начале лета 2008 года он в очередной раз погружался с аквалангом. Дело было в пригороде Стокгольма. В тот трагический день отдых не задался. Эсбьёрн долго не всплывал на поверхность, и его друзья, составившие ему компанию, забеспокоились. В итоге нашли его на дне моря без сознания. Музыкант получил сильные травмы, несовместимые с жизнью. Свенссону было всего 44 года.
Да будет джаз!
Но поговорим о музыке. После себя Эсбьёрн Свенссон оставил довольно богатое музыкальное наследие: десяток студийных альбомов, несколько концертников и компиляций. Причем часть из них – вышла уже после его трагической смерти. Работы музыканта – яркое свидетельство огромного потенциала Свенссона как джазового композитора и музыканта. И этот потенциал он так и не успел, увы, раскрыть в полной мере.
Признаться, больше всего мне всегда нравился именно гитарный джаз. Но глубокие фортепианные мелодии, которые предлагал в своем творчестве Эсбьёрн Свенссон стали для меня приятным исключением, цепляя за живое и вызывая целый спектр эмоций. Притом, что его ансамбль использовал минимум изобразительных средств. Ничего лишнего – только фортепиано, контрабас и легкие ударные. И никакого вокала!
Но с каждым новым альбомом музыка трио становилась глубже, богаче, а местами – мрачнее. В минималистичном саунде появлялись легкие вкрапления электроники и рока с модными звуковыми фишками. Из-за этого звук становился более плотным, насыщенным и тяжелым – насколько это вообще возможно в инструментальном фортепианном джазе.
Творчество Esbjörn Svensson Trio – яркий образец современного и самобытного джаза. Мелодии Свенссона – чувственные, эмоциональные и многогранные, несмотря на их внешнюю простоту. Это не салонная джазовая жвачка, создаваемая для фона под «выпить-закусить», которую часто играют в ресторанах современные артисты. Это – искусство! Музыка Свенссона имеет собственный авторский почерк, индивидуальные краски и обертоны. И в этом – ее прелесть и красота. Те, кто любит и слушает современный джаз и не зацикливается на олдскуле, думаю, меня поймут.
Музыкант по призванию
Талант Эсбьёрна Свенссона появился не на пустом месте. Будущий композитор родился и вырос в музыкальной семье. Отец был страстным поклонником джаза, мать – классическая пианистка. Любовь к хорошей музыке родители привили ему с детства. Подростком Свенссон увлекался классикой, потом гаражным роком. Постоянный творческий поиск и эксперименты привели его на территорию джаза.
Получив профессиональное музыкальное образование по специальности фортепиано, Эсбьёрн Свенссон собрал свою первую группу с другом детства, который играл на ударных. Друзья стали совершенствовать свои навыки на скандинавской джазовой сцене как музыканты-аккомпаниаторы. Позже к ним присоединился контрабасист. Так началась славная история Esbjörn Svensson Triо.
Джазовый бэнд быстро приобрел популярность в родной Швеции, а уже в конце 90-х годов музыканты стали известны за пределами Скандинавии. В середине «нулевых» Esbjörn Svensson Triо стало первым джазовым коллективом из Европы, который попал на обложку американского музыкального журнала Down Beat. А свой самый последний концерт группа дала в Москве. Перед коллективом открывались серьезные перспективы. И если бы не трагическая случайность, унесшая жизнь его лидера и идейного вдохновителя, Esbjörn Svensson Triо ожидало большое будущее.
Друзья, ставим палец вверх и не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на мой канал.
Вам также может быть интересно:
Если вы любите джаз-рок
Когда рок уходит в оппозицию
Гэри Мур. Старые блюзы о главном