Найти тему
КиноМеломан

Джаз-рок с того света

Esbjörn Svensson Trio – один из самых успешных джазовых коллективов 21 века. Но перспективную карьеру оборвала трагическая смерть фронтмена.

Фото Яндекс. Картинки
Фото Яндекс. Картинки

Смерть под Стокгольмом

Много лет назад я увлекся джазовой музыкой. Причем, в первую очередь меня заинтересовал инструментальный джаз-рок. За годы увлечения этим жанром собралась довольно солидная коллекция исполнителей – от Джона Колтрейна и Джона Маклафлина до Эла Ди Меолы и Пата Метени и многих других инструменталистов. Одно время много слушал современных исполнителей. Но особое место в моей коллекции джаза и моем сердце занимает творчество шведского пианиста и композитора Эсбьёрна Свенссона и его джазового ансамбля Esbjörn Svensson Trio (E.S.T.).

Esbjörn Svensson Trio
Esbjörn Svensson Trio

К сожалению, жизнь этого талантливого музыканта оборвалась слишком рано. Эсбьёрн страстно увлекался подводным плаванием и был заядлым дайвером. Двенадцать лет назад, в самом начале лета 2008 года он в очередной раз погружался с аквалангом. Дело было в пригороде Стокгольма. В тот трагический день отдых не задался. Эсбьёрн долго не всплывал на поверхность, и его друзья, составившие ему компанию, забеспокоились. В итоге нашли его на дне моря без сознания. Музыкант получил сильные травмы, несовместимые с жизнью. Свенссону было всего 44 года.

Да будет джаз!

Но поговорим о музыке. После себя Эсбьёрн Свенссон оставил довольно богатое музыкальное наследие: десяток студийных альбомов, несколько концертников и компиляций. Причем часть из них – вышла уже после его трагической смерти. Работы музыканта – яркое свидетельство огромного потенциала Свенссона как джазового композитора и музыканта. И этот потенциал он так и не успел, увы, раскрыть в полной мере.

Признаться, больше всего мне всегда нравился именно гитарный джаз. Но глубокие фортепианные мелодии, которые предлагал в своем творчестве Эсбьёрн Свенссон стали для меня приятным исключением, цепляя за живое и вызывая целый спектр эмоций. Притом, что его ансамбль использовал минимум изобразительных средств. Ничего лишнего – только фортепиано, контрабас и легкие ударные. И никакого вокала!

Но с каждым новым альбомом музыка трио становилась глубже, богаче, а местами – мрачнее. В минималистичном саунде появлялись легкие вкрапления электроники и рока с модными звуковыми фишками. Из-за этого звук становился более плотным, насыщенным и тяжелым – насколько это вообще возможно в инструментальном фортепианном джазе.

Эсбьёрн Свенссон во время концерта
Эсбьёрн Свенссон во время концерта

Творчество Esbjörn Svensson Trio – яркий образец современного и самобытного джаза. Мелодии Свенссона – чувственные, эмоциональные и многогранные, несмотря на их внешнюю простоту. Это не салонная джазовая жвачка, создаваемая для фона под «выпить-закусить», которую часто играют в ресторанах современные артисты. Это – искусство! Музыка Свенссона имеет собственный авторский почерк, индивидуальные краски и обертоны. И в этом – ее прелесть и красота. Те, кто любит и слушает современный джаз и не зацикливается на олдскуле, думаю, меня поймут.

-5

Музыкант по призванию

Талант Эсбьёрна Свенссона появился не на пустом месте. Будущий композитор родился и вырос в музыкальной семье. Отец был страстным поклонником джаза, мать – классическая пианистка. Любовь к хорошей музыке родители привили ему с детства. Подростком Свенссон увлекался классикой, потом гаражным роком. Постоянный творческий поиск и эксперименты привели его на территорию джаза.

Получив профессиональное музыкальное образование по специальности фортепиано, Эсбьёрн Свенссон собрал свою первую группу с другом детства, который играл на ударных. Друзья стали совершенствовать свои навыки на скандинавской джазовой сцене как музыканты-аккомпаниаторы. Позже к ним присоединился контрабасист. Так началась славная история Esbjörn Svensson Triо.

Esbjörn Svensson Triо ожидало большое будущее, если бы не трагическая случайность
Esbjörn Svensson Triо ожидало большое будущее, если бы не трагическая случайность

Джазовый бэнд быстро приобрел популярность в родной Швеции, а уже в конце 90-х годов музыканты стали известны за пределами Скандинавии. В середине «нулевых» Esbjörn Svensson Triо стало первым джазовым коллективом из Европы, который попал на обложку американского музыкального журнала Down Beat. А свой самый последний концерт группа дала в Москве. Перед коллективом открывались серьезные перспективы. И если бы не трагическая случайность, унесшая жизнь его лидера и идейного вдохновителя, Esbjörn Svensson Triо ожидало большое будущее.

Друзья, ставим палец вверх и не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на мой канал.

Вам также может быть интересно:

Если вы любите джаз-рок

Когда рок уходит в оппозицию

Гэри Мур. Старые блюзы о главном