Какое самое яркое изменение в российском городском пейзаже последних лет?
Мой вариант - появление униформы у курьеров доставки еды.
Улицы городов заполонили люди в ярко-желтых и ярко-зеленых дождевиках, открыв тем самым реальные масштабы потребления.
Этой зимой я наблюдала забавную картину. Была пурга, редкие машины с трудом пробирались по занесенной дороге. Улица выглядела вымершей. Сгибаясь от встречного ветра и увязая в сугробах, в поле зрения появились три фигуры. В одинаковых жёлтых пуховиках и с огромными сумками за плечами. В полной тишине, в питерской зимней темноте, эти три маленькие человеческие фигуры воплощали собой само понятие неотвратимости. Даже стихия отныне была не в силах их остановить. И если бы не фирменные пуховики, то людей можно было бы принять за полярников, которые борются за свою жизнь в крайне агрессивных условиях.
Ну ладно,ладно, какие ещё полярники в Питере.
Ок, эти люди были бы похожи на троих друзей, которые в праздничный вечер решили ради веселья и адреналина отправиться за добавкой в ларек. Или их можно было бы принять за случайных прохожих, которые оказались тут не по своей воле. И теперь, действуя по заложенным природой законам, они сбиваются в стаю для сохранения тепла.
Но нет, на пустой и тихой улице брели колонной три приметных ярко-желтых пуховика. И в этом явно ощущалась некая неестественность и фатальность происходящего. Как будто последний клочок личного пространства - занесённый снегом дом без света и воды - все равно неизбежно оказывается включен в нечто большое и безликое.
Это ещё не всё.
Униформа окончательно оформила курьеров в новую субкультуру. Да, у них уже были свои нормы поведения, внутренние шуточки и процедуры инициации. Но теперь всё стало официально, даже призрак 2007 года замелькал на горизонте.
Вы же помните улицы города в это время? Они были полем битвы панков, металлистов, готов и т.д. В таких условиях внешний вид превращался в манифестацию собственной принадлежности. Он мог стать допуском к тусовкам единомышленников, а мог спровоцировать неприятности на "чужой" территории. Внешний вид стал средством борьбы идей и мировоззрений. Он же "разметил" городское пространство, позволил упростить социальные контакты на основании общих интересов.
Сегодня божество Город смело и эти яркие различия. Отныне в урбанистическом котле каждый может существовать в каком угодно виде, не неся ответственность за идеологические пристрастия. И среди этого пёстрого разнообразия внезапно появляются ярко-желтых плащи.
И, с одной стороны, они представляют собой часть новой городской культуры, где вопросы питания делегируются службам доставки. С другой стороны, эта новая субкультура выглядит слишком монолитно для плюралистичного Города. От бросающейся в глаза униформы слишком веет корпоративным духом середины XX века.
Словно набрести в закоулках Москва-Сити на завод к(г)алош.