В наше время так много нарочно политизированного искусства (особенно политизированного в сторону левого крыла), что спасают только старые шедевры. Один из них — Мулан.
В основе легендарный сюжет о женщине-воине, которая обманом попала в армию. Китай воевал с гуннами, но отец Мулан по состоянию здоровья объективно не мог вовевать, и она украла его снаряжение и выдала себя за его несуществуюего сына. И спасла Китай.
Если рассуждать поверхностно, то можно прийти к выводу, что это такой стереотипный феминистический фильм про женщину-не-хуже-мужчины.
Но это ни разу не так! Это фильм про женскую индивидуацию.
Обратим внимание на Мулан в начале мультфильма: она страдает от того, что не может оправдывать ожидания общества и семьи, хотя желает им лучшего — просто она не готова слепо подчиняться. Она не бунтует против женской роли, но не понимает рамок и традиций.
И ей трудно справиться с традиционной женской ролью. Хотя, казалось бы, у нее есть для этого все данные (но она даже зонтик держит черти как! как меч?!).
Ее встреча со свахой заканчивается буквально пожаром. Экзамен на соответствие традидионной женской роли провален. У Мулан развивается кризис идентичности, о чем она и поет по возвращению домой (смотрите английский текст песни).
И Мулан принимает решение принести почет семье, взяв на себя мужскую роль, взяв отвественность на себя. Не из чувства слепого бунта, а из необходимости. Героями становятся вынуждено.
Я рискну предположить, что метафорически Мулан учится принимать мужскую часть в себе (которую она в себе толком не осознавала, разве что на лошади каталась). В каждой личности есть как мужское, так и женское начало. И нужно уметь ладить с обеими частями.
На пути к личностной целостности Мулан сопровождают целых два волшебных существа: дракон Мушу и Сверчок, который приносит удачу. В юнгианской психологии традиционно считается, что волшебные животные в сказках — символ Самости, который помогает главному герою достичь целостности, в пути индивидуации. У Мулан целых два помощника!
Какой путь прошла Мулан после побега из родительского дома:
- прошла курс молодого бойца;
- нашла друзей;
- поверила в себя;
- проявляла инициативу;
- брала на себя отвественность [в боевых действиях];
- спасла жизнь капитану;
- победила вожака гуннов и спасла Императора и весь Китай.
Что сделал Мулан по возвращению домой? Может быть, продолжила утверждаться в стереотипной мужской роли? Нет, награды (меч вожака гуннов и амулет императора) она отдала отцу. Преумножила честь семьи.
Эх, когда-то не стестнялись в мультфильмах транслировать семейные ценности.
И пригласила капитана на ужин:) Это не веселый флирт, а удачное и естесственное возвращение к женской роли и принятие себя. В начале фильма Мулан не была естесственной. Но теперь личность Мулан стала целостной, а поведение — естесственным и спонтанным.
А на сегодня все. До новых встреч.
___________________________________________________________________________________
Мой сайт: http://sergeykonan.tilda.ws/