Предлагаем отрывок из книги Дмитрия Котова «От видеоролика к Оскару: фильммейкинг на миллион». Это крайне полезный гид в современное кинопроизводство для неофитов.
Нынешнее поколение фильммейкеров, которое не служило в армии или служило всего год, конечно, не помнит армейский аттракцион под названием «дембельский поезд». Его делали так — сдвигали две двухъярусные кровати, между ними ставили тумбочку, над которой вешали шторки — получалось подобие купе поезда. На «полки» залезали «дембеля», а многочисленные «духи» (новобранцы) в лучших традициях школьной художественной самодеятельности пыхтели как паровоз, стучали как колеса, мерно покачивали кровати и бегали за «окном» с ветками «мелькающих деревьев», чтобы создать «пассажирам» приятное ощущение «дороги домой»...
Как ни странно, в кино- или телевизионном производстве сцену в поезде или в вагоне метро снимают примерно так же. Вагон стоит на месте, оператор чуть покачивает камерой, чтобы создать впечатление движения, осветители бегают вдоль окон со световыми приборами, а постановщики (рабочие художественно-постановочного цеха) — с ветками от деревьев для создания рисунка теней.
Кино, как известно — великая иллюзия и искусство зрительского обмана. Проблема проектов, целиком создающихся на энтузиазме, заключается в том, что, когда на площадке появляются трудности, практически ничего, кроме как продолжать гнуть свою линию, сделать нельзя: нет ни денег, ни времени, ни выбора. Именно поэтому вы начинаете креативить и придумывать способы «заката солнца вручную» — как минимальными усилиями достичь приемлемого художественного эффекта.
Надо заметить, что «дешевыми трюками» не брезгуют и мастера, в распоряжении которых есть приличный бюджет. Будете пересматривать «Властелина колец» Питера Джексона — обратите внимание на крупные планы Кейт Бланшетт. Режиссер хотел, чтобы Галадриэль заметно отличчалась от остальных героев фильма, а для этого надо было подчеркнуть ее мудрость и волшебную суть. В отличие от других герое, чьи лица подсвечивали традиционным способом, глаза Галадриэль должны были «отражать звезды». Для этого воспользовались не компьютерной графикой. а всего лишь рождественскими гирляндами. В фильме, заработавшем сотни миллионов долларов в прокате использовали гирлянды за 10 долларов — и получили потрясающий результат.
Многими подобными советами делится Льюис Макгрегор, независимый режиссер и создатель YouTube-канала UglyMcGregor — советую подписаться. А здесь я перечислю лишь некоторые трюки — самые популярные и эффективные:
- Использование тюлевых занавесок для создания изображения с гораздо более интересными текстурами, интригующей композицией и красивой игрой света и теней.
- Подарочная бумага или аллюминиевая фольга в качестве дополнительного источника света.
- Наверняка вам нравится как выглядят лучи света в «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта или в «007: Координаты "Скайфолл"» (реж. С.Мендес, 2012). Такой эффект появляется, когда свет чем-то отделяют от съемочной площадки, например, при помощи окон с рамами или жалюзи. «Экран», перекрывающий свет, должен быть достаточно массивным, чтобы были видны лишь отдельные лучи. Как вариант, можно проделать в этом экране несколько небольши отверстий. ЛУчше всего это срабатывает при освещении снаружи, когда персонаж остается в тени, находясь далеко от источника. Все это можно создать с помощью куска картона с дырками, наклеенного на окно. И вот уже «из всех щелей идет свет», который можно подчеркнуть дымом из дым-машины, а в ее отсутствие — надымить сигаретами. Сам я за здоровый образ жизни и не курю, но как говорится, «искусство требует жертв».
- Очень обогащают картинку любые источники света в кадре, поэтому у хорошего художника-постановщика в его фургончике с реквизитом всегда найдутся разнокалиберные торшеры, настольные лампы, светильники на прищепках.
- Про такой асенал оператора как стремянка, роликовые коньки, тележка из супермаркета или инвалидное кресло на колесах вы наверняка слышали и сами.
- В последнее время все более широкой популярностью о операторов пользуются гироскутеры, которые придают снимающему дополнительную степень маневренности при движении по более-менее ровной поверхности. Только не разбейте камеру!
А знаете ли вы, что...
Всего 12 минут длится дебютный научно-фантастический триллер «Ксеногенез», снятый Джеймсом Кэмероном. Но будущее главного голливудского технократа без труда угадывается даже в этой малобюджетной работе 1978 года, снятой на 35-милиметровую пленку.