Найти тему
O K

Рим. Император Август и Муссолини

За многовековую историю Вечного города в его судьбе случались самые невероятные зигзаги. На протяжении веков в Риме сменилось огромное количество правителей, каждый из которых перекраивал историю Вечного города под собственные интересы. Переписывались легенды, перестраивались улицы, менялся облик города. Раскапывая древнюю архитектуру одного периода, закапывали и сносили дворцы и храмы эпохи, которая для нового правителя казалась не столь значимой. Возможно, благодаря диктатору Муссолини, в Риме сохранились античные постройки эпохи императора Августа.
Про одни античные архитектурные шедевры забыли навсегда, от других остались лишь руины, от третьих - чудом сохранились колонны и портики. От грандиозного театра Марцелла осталось только несколько стен. Но даже эти руины восхищают своими размерами. Началось строительство огромного сооружения при Юлии Цезаре, а завершилось в 12 году до нашей эры при императоре Августе, который посвятил театр своему умершему в юности племяннику Марку Клавдию Марцелла. Октавиан Август усыновил племянника - сына своей овдовевшей сестры Октавии, с целью сделать его своим приемником, а в 25 году до нашей эры император выдал за молодого человека свою единственную родную дочь Юлию. После безвременной смерти Марцелла его мать Октавия построила в память о сыне библиотеку в то же время, когда император посвятил племяннику театр.

Подковообразное сооружение немного напоминает знаменитый Колизей, который построен позже театра Марцелла, но с использованием тех же характерных элементов, под названием "римская архитектурная ячейка". Огромный театр мог вмещать до 15 тысяч зрителей. Диаметр подковы составлял 130 метров, а высота трёхъярусных трибун - 30 метров. От былого великолепия осталось только два яруса. Театр неоднократно страдал от пожаров и землетрясений. В IV веке он был превращён в каменоломню, из которой строительный материал использовался для восстановления разрушенного моста Ponte Cestio. Про античные мосты можно прочитать в моей статье "Самые знаменитые мосты Рима".

-3

Верхний ярус над древними стенами театра Марцелла сильно отличается от античных арок из травертина. Надстроенная часть - это стена палаццо Савелли, возведённого в XVI веке. Реконструкцией театра тогда занимался знаменитый архитектор Бальдассаре Перуцци, который с 1520 года работал на строительстве собора Святого Петра. От знатной фамилии Савелли дворец позже перешёл во владение семейства Орсини. В 1928-1932 годах древняя часть театра была отреставрирована и укреплена, верхние этажи приспособлены под жилые помещения.

-4

Справа от театра Марцелла возвышаются три колонны портика, оставшиеся от храма Аполлона V века до нашей эры. Коринфские колонны были восстановлены в 1940 году при Муссолини.

-5

Дуче почитал Октавиана Августа больше других императоров Древнего Рима. В годы правления Муссолини было восстановлено множество памятников античности времён Октавиана Августа. Чтобы открыть вид на театр Марцелла было снесено несколько построек более позднего периода.

-6

При Муссолини укрепили античные памятники, в том числе театр Марцелла, но при расчистке Рима и строительстве новых дорог были уничтожены средневековые палаццо и храмы, мешающие глобальной реконструкции.

Муссолини не был первооткрывателем в реконструкции Рима. Ёщё до прихода к власти диктатора, при строительстве памятника Виктору-Эммануилу II в центре Рима было снесено множество прекрасных дворцов. Справа от Витториано сохранилась широкая лестница, ведущая к церкви Санта Мария ин Арачели, построенная на месте древней крепости, в которой прорицательница сивилла предсказала императору Августу приход Мессии.

-8

Некоторые древние постройки во времена Муссолини переехали, изменив свой адрес. Это произошло, в частности, с храмом Santa Rita da Cascia, перемещённым от подножия вышеупомянутой лестницы, ведущей к церкви Санта Мария ин Арачели, к театру Марцелла. При сносе жилых домов вокруг Капитолия в 1928 году начали разбирать и церковь Santa Rita da Cascia, которая была построена в 1665 году под руководством Доменико Фонтана. При разборке храма открылись стены древнего многоэтажного дома и античные руины церкви с апсидой, на которой сохранились фрески II века нашей эры.

Эту апсиду сейчас может увидеть любой турист, так же, как и развалины античной многоэтажки, которую назвали Insula Romana dell' Ara Coeli. Два этажа инсулы "ушедшие под землю" были частично откопаны археологами. Средневековую церковь на прежнем месте восстанавливать не стали, а перенесли её к коринфским колоннам у театра Марцелла, где она и стоит до сих пор. Правда, как храм она уже не функционирует, а используется для муниципальных мероприятий.

Не менее интересна судьба другой древней постройки, которая расположена через дорогу от театра Марцелла. Одиночное строение, похожее на храм, чудесным образом сохранилось от огромного комплекса зданий XI-XII веков, который принадлежал влиятельному семейству Пьерлеони. Большая часть построек была снесена в годы правления Муссолини при прокладывании улицы, которая сейчас названа Via del Teatro di Marcello. Образ Непорочной девы Марии на фасаде башни появился только в 1954 году. Храмом это здание никогда не было. Сейчас в нём располагается организация, занимающаяся охраной культурного наследия города. Справа от дома с башней находятся руины арок ворот форума Олиторио - развалины, оставшиеся от торговой площади античного Рима.

Церковь Сан Никола ин Карчере ("карчере" значит "тюрьма") построена в XI веке на руинах тюрьмы, которая была возведена на месте развалин трёх античных храмов. Фасад церкви создал в 1599 году Джакомо делла Порта. Тюрьма располагалась на этом месте в VII-VIII веках. Античные храмы снесли ещё во время строительства театра Марцелла.

Если следовать дальше по Via del Teatro di Marcello, можно дойти до площади Бокка делла Верита, на которой сохранилось два античных храма. А через дорогу от площади находится знаменитая церковь Санта-Мария-ин-Космедин с "Устами истины", которой я посвятила одну из своих статей. Там же есть краткий рассказ про храм Геркулеса Масличного и храм Портуна. У круглого храма Геркулеса Масличного есть и другое название - храм Весты "Tempio di Vesta", поскольку точно неизвестно, какому божеству он был посвящён. Прямоугольный в плане храм Портуна посвящён богу портов Портуну, но раньше его называли храмом Фортуны (Tempio della Fortuna Virile), считая, что он посвящён богине судьбы. Оба античных храма терялись в плотной застройке жилых домов, которые были снесены в годы правления Муссолини.

Проходя по Via del Teatro di Marcello стоит обратить внимание на триумфальную арку Януса. Массивное сооружение было построено на Бычьем форуме в IV веке на пересечении дорог. За аркой возвышается колокольня церкви Сан Джорджо ин Велабро, посвящённая Святому Георгию - римскому военачальнику, обезглавленному при императоре Диоклетиане в 303 году. Церковь построена в VII веке, фасад и колокольня датируются XII веком. Базилика возведена на осушенном болоте Велабр (velabrum - по латыни), где пастух Фаустул, согласно легенде, подобрал двух близнецов Ромула и Рема. Миф о Ромуле и Реме имеет несколько трактовок. Об этом зигзаге истории я напишу отдельную статью.
В Риме так много архитектурных шедевров, причём многие достопримечательности построены на месте других, не менее ценных с исторической точки зрения. Практичность Муссолини и его рациональное мышление позволило ему выстроить жёсткую иерархию исторических эпох, сохранив большинство античных памятников в Риме.
Если Вам понравился этот фотообзор, подписывайтесь на
мой канал - там много публикаций про античные достопримечательности Рима, и не только.